Грызлов: модернизация страны — задача долговременная

Недавнее Послание Президента Федеральному Собранию стало прежде всего Посланием социальным. И это созвучно идеологии «Единой России», ее долгосрочной стратегии, программе конкретных действий, в центре которых — человек.

В числе обозначенных главой государства социальных приоритетов — демография, качество и доступность здравоохранения, поддержка молодых и многодетных семей, модернизация образования, защита окружающей среды. К тем направлениям работы в социальной сфере, которые были намечены ранее, добавились новые. Задачи в сферах образования, здравоохранения, социального развития конкретизированы.

Социальная составляющая — основа понятия «качество жизни». Именно для повышения качества жизни граждан мы развиваем политическую систему, создаем механизмы борьбы с коррупцией. Послание Президента — пример комплексного подхода к развитию страны, подхода, которым «Единая Россия» руководствуется в своей деятельности.

Оно ставит перед партией новые задачи в сфере законотворческой, идеологической, организационной работы.

Но Послание 2010 года — не начало работы с нуля. Это ее продолжение, в том числе реализация приоритетных национальных проектов и мер, которые уже приняты. Скажем, в сфере демографии. Президент обратил внимание на достигнутые здесь результаты. По сравнению с 2005 годом рождаемость выросла более чем на 21 процент. В 2009 году впервые за 15 лет в стране наблюдался рост численности населения. Эти показатели — убедительный ответ критикам нашего социально-экономического курса. И зарубежным, и доморощенным. Для закрепления достигнутых результатов надо продолжать начатое, а не менять стратегию развития.

Одно из направлений — поддержка многодетных и молодых семей. Мы, безусловно, сделаем постоянно действующей норму о возможности направления материнского капитала на выплаты по ипотеке. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Государственную Думу до 1 февраля 2011 года. До 1 марта планируется внести законопроект об увеличении налоговых вычетов для семей с детьми. И это не единственные стимулы.

Региональным отделениям партии здесь не стоит просто ждать указаний из федерального центра. Сами регионы могут внедрить у себя практику некоторых субъектов Федерации, где бесплатно выделяются участки под строительство дома или дачи для семей, в которых появился третий ребенок. При этом не забывая о семьях, где трое детей уже есть.

Хотелось бы поблагодарить Президента за поддержку данной инициативы. Год назад на съезде «Единой России» мы приняли программный документ. Одно из основных его положений гласит: «Выделение участков под жилую… застройку является одним из приоритетов. Земля под индивидуальное строительство должна выделяться гражданам на льготных условиях, а для отдельных категорий (например, многодетных семей) — бесплатно». Многодетных семей в России пока не так много. По оценкам специалистов, около 1,5 миллиона. Так что задача, поставленная Президентом, выполнима. Одновременно это и повод задуматься о ситуации с индивидуальным жилищным строительством в целом.

Есть ли у России возможности развивать этот сегмент? Опыт передовых регионов показывает: да. Уже сейчас есть субъекты Федерации, где индивидуальное строительство доминирует. Люди там имеют возможность получить землю под строительство, причем в собственность и с инфраструктурой. Так что задача решаемая.

Очень важно продолжить программы по обеспечению жильем тех категорий граждан, перед которыми у государства есть соответствующие обязательства. Так, до 2013 года должно быть построено 77,5 тысячи квартир для военнослужащих. И конечно, в 2011 году очень важно завершить программу обеспечения жильем нуждающихся ветеранов.

Показательно, что Президент, предлагая общенациональные меры поддержки демографического развития, мог сослаться на опыт регионов. Где-то он более, где-то менее удачный. Но принципиально важно, что идет поиск новых направлений социальной политики. За результатами этой работы стоит также наша партия. Именно представители «Единой России» в региональных законодательных органах голосуют за бюджетное финансирование новых демографических задач. Именно они в должности руководителей регионов определяют направления деятельности исполнительных структур. Поэтому «Единая Россия» должна взять на себя изучение и обобщение регионального опыта стимулирования демографического развития. Важно понимать, что простого увеличения численности населения недостаточно. Нужно, чтобы молодые граждане росли здоровыми, образованными, чтобы могли реализовать себя. В Послании ставится задача: не менее 25 процентов общего объема средств на модернизацию здравоохранения направлять на развитие детской медицины. Сумма может составить до 100 миллиардов рублей за два года. Для «Единой России» вопрос модернизации здравоохранения приоритетный. Уже с января запускаются региональные программы здравоохранения. В течение двух лет на их реализацию направляется 460 миллиардов рублей. Наша задача — обеспечить эффективное применение этих средств. В связи с этим следует обратить внимание на ряд моментов.

Первое. У нас есть опыт национального проекта, и мы знаем: если средства сосредоточить на ключевых направлениях, они дают отдачу. Так было с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Благодаря финансовой поддержке этого раздела медицины за 4 года коэффициент смертности от болезней системы кровообращения снизился более чем на 12 процентов.

Второе. Мы говорим о региональных программах модернизации здравоохранения. Но по заявкам некоторых регионов, поступающим в систему Минздравсоцразвития, складывается ощущение, что они формируют «программы ремонта», а не модернизации.

Третье. Мы видим, что некоторые субъекты Федерации пытаются резко — раза в два — увеличить объемы финансирования здравоохранения именно за счет федеральной программы. Понятное желание, но нужно помнить: федеральные средства должны только дополнять региональные ресурсы.

Четвертое. Необходимо контролировать, чтобы закупалось именно нужное оборудование. А то, что закуплено, использовалось на полную катушку.

Наконец, пятое. Заработная плата работников здравоохранения остается крайне низкой — чуть более 15 тысяч рублей. Зарплата младшего и среднего медицинского персонала порой не превышает минимального размера оплаты труда. «Единая Россия» видит эту проблему. Мы держим на контроле вопрос повышения оплаты труда работников отрасли. Очень важно, чтобы реализация региональных программ модернизации здравоохранения создавала дополнительные возможности ее увеличения.

Для достижения целей укрепления здоровья нации нет более благоприятного фона, чем подготовка страны к приему крупнейших, популярных международных спортивных соревнований — Универсиады 2013 года в Казани, зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 года.

Началось обсуждение актуального для общества законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Количество замечаний и предложений по нему исчисляется четырехзначной цифрой. Для нас принципиально важно, чтобы этот документ был внимательно проанализирован педагогическим сообществом, представителями школ и университетов, экспертами. Да и просто гражданами, которые являются потребителями услуг. Почему законопроекту «Об образовании» должно быть уделено приоритетное внимание? На это есть несколько причин.

Первое. Он затрагивает интересы огромного количества людей — наших избирателей. Только среднегодовая численность занятых в сфере образования составляет порядка 6 миллионов человек. Цифра более чем внушительная — без малого 9 процентов всех занятых в экономике.

Второе. Недавно на межрегиональной конференции «Единой России» в Дальневосточном федеральном округе поднимался вопрос о профессиональном образовании. Оценка, которую вынужден был дать высшему образованию лидер нашей партии Владимир Путин, откровенно говоря, нелестная: «Пока оно не соответствует современным требованиям». Такая оценка может быть отнесена ко многим вузам, и не только к дальневосточным.

Часто неблагополучную ситуацию в различных сегментах социального сектора объясняют дефицитом финансирования. Однако мы хорошо знаем, как росли расходы на образование в течение десятилетия. И если оценивать их как долю валового внутреннего продукта, они находятся приблизительно на уровне многих развитых европейских государств. По оценкам экспертов, общий объем расходов на образование составляет в нашей стране около 5,3 процента ВВП.

Это огромные ресурсы. И раз мы вынуждены говорить о несоответствии образования современным требованиям — значит, дело не только в деньгах. Значит, неизбежна именно модернизация. Она должна охватить все уровни образования, начиная с самого первого — детсадов. В 2010 году «Единая Россия» после обсуждения проблемы с Президентом приступила к реализации нового партийного проекта «Детские сады — детям». Во многих регионах уже идет процесс возвращения зданий детских садов тем, для кого они и строились.

В связи с Посланием круг направлений проекта должен быть расширен, дополнен новыми формами поддержки семейных детских садов и других учреждений дошкольного образования. Задача ликвидации очередей в детские сады будет решена силами партии «Единая Россия», во взаимодействии с органами власти различного уровня, с общественными организациями.

Поддержка институтов гражданского общества — одно из направлений модернизации страны. «Единая Россия» тесно взаимодействует со многими из них на федеральном, региональном и местном уровнях. Мы законодательно предоставили общественным организациям возможность участвовать в составлении партийных списков. Но если в организационном плане сделано немало, хотя и далеко не все, то в плане финансового стимулирования еще предстоит непростая работа. Президент отметил, что рассчитывает на скорейшее принятие закона, который исключит из налогооблагаемого дохода семьи средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций. Законопроект должен быть внесен до 1 февраля 2011 года и будет рассмотрен в приоритетном порядке.

В Послании поднята и тема «брошенных детей». Похожие задачи стране приходилось решать и после Гражданской, и после Великой Отечественной войны. Нет сомнений, что и сегодня мы можем их решить. В этой связи особо важна деятельность такого института, как уполномоченные по правам ребенка. В большинстве регионов они уже есть. Но если такая должность учреждается только для виду, лучше ее вообще не иметь. Нам нужны не новые чиновники, а новые конкретные результаты. Важно обеспечить создание попечительских советов в домах ребенка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях. «Единая Россия» может придать этой задаче общенациональный масштаб.

Когда мы говорим о здоровье детей, нации, должны помнить о таком важном факторе, как состояние окружающей среды. Это одна из ключевых тем Послания. Этому же вопросу посвящены четыре из 28 президентских поручений по итогам Послания. Кратко напомню эти поручения:

l разработать нормативы качества окружающей среды;

l предложить механизмы содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления, а также меры по применению частно-государственного партнерства при реализации этих программ;

l включить в перечень показателей эффективности региональных исполнительных органов показатели качества окружающей среды;

l публиковать доклады об экологической ситуации в субъектах Федерации.

Каждая из этих задач предполагает участие «Единой России». Три первых — поручения Правительству, которое возглавляет Председатель партии. Четвертая — руководителям регионов.

При участии представителей экологических организаций и бизнеса мы уже приступили к организации экологического мониторинга. Актуальность задач в области охраны окружающей среды подчеркнул прошедший в ноябре в Санкт-Петербурге Международный форум по сохранению тигра на Земле. Наряду с программой «Амурский тигр», под личным контролем Владимира Путина реализуются программа изучения и защиты китов-белух, белого медведя. Партия, на эмблеме которой изображен белый медведь, не может оставаться в стороне от решения этих задач.

Реализация Послания Президента тесно связана с противодействием коррупции, борьбой с преступностью. Согласно статистике, за два года (2009-й к 2007-му) число преступлений в России сократилось на 16 процентов. Но удовлетворенность населения состоянием безопасности не повысилась. Во-первых, преступность остается высокой. Во-вторых, люди видят, что преступления, злоупотребления совершают сами представители власти. Это подрывает к ней доверие. Вдумаемся в цифру, озвученную Президентом: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», составляют не менее триллиона рублей».

Для сравнения: в 2009 году все бюджеты всех уровней потратили на жилищно-коммунальное хозяйство 860 миллиардов рублей. Тоже большая сумма — но все же меньше вышеназванной. А ведь коррупция при государственных и муниципальных закупках — лишь один из сегментов этого преступного бизнеса.

Избиратели — еще и налогоплательщики. Расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность оцениваются в 2010 году в 1 триллион 109 миллиардов рублей. А в 2011-м они должны возрасти приблизительно на 10 процентов. Одновременно с ростом расходов мы вправе требовать повышения эффективности работы.

Именно поэтому в Послании говорится о необходимости масштабной реформы органов правопорядка, в том числе системы Министерства внутренних дел. Задача, поставленная Президентом, — и требование всего общества. Это видно по заинтересованному участию, которое люди проявили в ходе обсуждения законопроекта «О полиции». Наш долг, как партии, имеющей большинство в Государственной Думе, сделать все, чтобы соответствующий закон был достаточно эффективным и работоспособным. Недавно приняли его в первом чтении.

Одним из основных инструментов нашей работы является перспективное проектирование. Решения о начале новых проектов принимались на съездах партии — в 2005 году в Красноярске, в 2006 году в Екатеринбурге. Именно с той поры понятие «партийный проект» навсегда вошло в жизнь «Единой России» и всей страны. В результате реализации некоторых проектов появились госпрограммы. Например, Государственная программа развития сельского хозяйства. Совершенствуется и система управления партийными проектами. А вслед за федеральными стали появляться и региональные проекты. Многие из них признаны наиболее перспективными. В Сибирском федеральном округе таких было 13, в Приволжском — 15, в Северо-Кавказском — 17, в Дальневосточном — 15. Это — серьезные заявки региональных партийных организаций на практическое участие в модернизации. Это тем более важно, что роль органов власти регионального и муниципального уровня в развитии России будет возрастать.

Региональные проекты представляют самый широкий спектр отраслей. Но в каждом из них развитие отраслевое рассматривается вместе с задачами комплексного, устойчивого развития территорий. Именно при таком подходе экономический рост положительно и непосредственно отражается на качестве жизни граждан.

Региональные партийные проекты — это еще и фактор здоровой внутрипартийной конкуренции, а также необходимое условие для обмена практическим опытом. Скажем, опыт реализации проекта создания агропромышленного кластера будет полезен не только для Омской области, где он был разработан и защищен, но и для большинства территорий. В каждом регионе, безусловно, своя обстановка, свои сильные стороны, проблемы, требующие особого внимания. Но, так или иначе, опыт одного будет интересен другим.

Президент, поручая руководителям субъектов Федерации обеспечить разработку и реализацию региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, особо указал на необходимость формирования благоприятной административной среды, подготовку инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержку продвижения на рынок инновационной продукции. Это поручение — убедительное доказательство востребованности подходов «Единой России». Думаю, сейчас партия может дать старт новому партийному проекту «Москва — комфортабельный столичный мегаполис XXI века».

Надо уделять еще больше внимания обсуждению партийных проектов с избирателями, жителями городов и сел. Важно вместе с ними формировать планы и задачи развития территорий. Тем более что партийные проекты — еще и возможности для создания новых рабочих мест. Напомню: численность незанятых сократилась в сравнении с кризисным максимумом примерно на 2 миллиона человек. Свою роль здесь сыграли региональные программы поддержки рынка труда, переподготовки сотрудников, оказавшихся под угрозой увольнения. Последнее дает возможность найти новое место 9 из 10 прошедших такое переобучение.

В наше время нельзя думать, что образование — просто диплом, полученный «раз и навсегда». Модернизация требует постоянного пополнения знаний. В этом заинтересованы и государство, экономика, и социальный сектор. А больше всего — сами граждане. По оценкам экспертов, рабочие места, которые создаются, требуют большей, чем прежде, производительности труда. Значит, квалификации, навыков, знаний. Между тем по производству добавленной стоимости в расчете на одного занятого Россия отстает от других стран «большой восьмерки» в среднем в 5 раз.

Особое внимание необходимо обратить на бюджетный сектор. Люди, уволенные по сокращению, уходящие с военной службы, имеют возможность получить востребованную специальность. А где-то — нет. Эта проблема затрагивает не только военнослужащих. Мы знаем опасения профсоюзов, связанные с оптимизацией численного состава учителей, особенно пенсионного возраста.

Региональные программы по модернизации здравоохранения также предусматривают меры, связанные с оптимизацией сети. И здесь тоже очень важна роль переподготовки. По оценкам Министерства здравоохранения и социального развития, для обеспечения потребностей в узких специалистах нужно переподготовить более 7 тысяч врачей. Мы должны проконтролировать создание соответствующих механизмов. В 2010 году в рамках региональных программ опережающее профессиональное обучение должны пройти 137 тысяч человек. Работа в этом направлении должна быть продолжена.

Одна из важнейших инициатив Послания — установить обязательные страховые взносы для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, на уровне 26 процентов. Малый бизнес — это миллионы рабочих мест. Кроме того, он призван быть важнейшим источником инновационной активности. Работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Создаются малые предприятия при вузах. В этой сфере идет и совершенствование законодательства. Важный момент — доступ к государственным закупкам. Чтобы облегчить его, недавно принят закон, устанавливающий для субъектов малого предпринимательства сниженный до 2 процентов от цены контракта предельный размер обеспечения заявки.

Кроме того, сейчас уже многие закупки для государственных нужд осуществляются на электронных торгах, что также создает хорошие возможности для таких предприятий. В перспективе, даже по самым минимальным оценкам, это обеспечит им заказы в объеме не менее 200 миллиардов рублей в год. Работают механизмы финансовой поддержки. Так, по данным Минфина, в 2010 году объем поддержки малого бизнеса будет рекордным — 24 миллиарда рублей. Осуществляются другие программы, например через банк развития.

Однако состояние малого бизнеса не определяется одними лишь решениями федерального центра. Очень многое зависит от климата, который формируется в регионах и муниципалитетах. Задача представителей «Единой России» на местах — добиваться, чтобы этот климат был благоприятным.

Как ни покажется неожиданным, проблемы бизнеса очень тесно связаны с вопросами жилищно-коммунального хозяйства. В Послании Президента ставится четкая задача: в этот сектор активнее привлекать частный капитал. По оценкам специалистов, чтобы привести основные фонды отрасли в нормальное состояние, необходимо 6 триллионов рублей. Брать их «из кармана государства» мы не можем. Поэтому частные инвестиции тут, безусловно, необходимы.

Оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет порядка 3 триллионов рублей в год. Это колоссальный рынок. И конечно, при наличии соответствующих условий бизнес найдет здесь свою нишу. Очень важно эти условия создать. Нельзя обойти еще один, весьма чувствительный для миллионов семей вопрос: о тарифах. В начале 2010 года во многих муниципалитетах мы наблюдали существенный и далеко не всегда обоснованный рост цен на услуги ЖКХ. Тогда мы смогли совместными усилиями выправить ситуацию. Но вопрос — по-прежнему предельно болезненный для миллионов людей. В 2011 году мы должны «держать руку на пульсе», осуществлять мониторинг ситуации, чтобы в любой момент прийти на помощь туда, где она будет наиболее критичной.

Часть Послания посвящена модернизации политической системы. Она развивает принципы укрепления системы партийной и политической конкуренции. Глава государства обращал на это внимание в предыдущих посланиях. Результатом стало принятие 24 федеральных законов. Предстоит ввести пропорциональную или смешанную избирательную систему на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Президент поручил подготовить соответствующий законопроект.

Это, безусловно, усиливает конкуренцию для «Единой России». Но опыт последних лет убедительно доказал, что конкуренция делает сильнее саму «Единую Россию», которая намного опережает другие российские партии в использовании такого механизма, как внутрипартийные предварительные выборы, предоставление молодежи мест в партийных списках, внутрипартийные дискуссии. Наша партия способна стать и самым активным участником, движущей силой широкого общественного обсуждения проектов важнейших федеральных законов. И не только федеральных. Законотворческий процесс в регионах тоже требует опоры на общественное мнение. Получило распространение обсуждение законопроектов в политических клубах партии, в том числе на региональном уровне. Одна из ее задач — добиться широкого обсуждения законопроектов.

Мало обсудить, принять решение. Нужно добиться его неукоснительного исполнения. В целом повышать дисциплину государственного аппарата — необходимая, если хотите, профилактическая, антикоррупционная мера.

На нас, как на партию власти, возлагается большая доля ответственности за тех, кто во власти работает. Нам предстоит обсудить вопрос о формах ответственности должностных лиц, которые являются членами «Единой России».

Устав партии такую возможность предусматривает. Мы дорожим своей репутацией и доверием граждан. Для нас, для всех, кто искренне считает «Единую Россию» своей партией, любовь к Отечеству, чувство ответственности перед будущими поколениями, уважение к традициям народа и нашей великой истории — не пустые слова.

Мы стоим на пороге нового избирательного цикла. После региональных выборов в 12 субъектах Федерации весной 2011 года в декабре пройдут выборы в Государственную Думу. А затем, в 2012 году, — выборы Президента.

Наша задача остается неизменной. «Единая Россия» должна победить на выборах всех уровней. Мы не раз доказывали, что умеем работать. Сейчас от партии требуется удвоить усилия.