Заявление организаторов митинга на Триумфальной

31 декабря 2010 г. на Триумфальной площади было совершено грубейшее массовое нарушение права граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31 Конституции РФ). В 6 часов вечера там проходил традиционный митинг в защиту статьи 31 Конституции РФ. Уведомление об этом митинге было подано в установленный законом срок, 16 декабря 2010 г. Л.М. Алексеева, одна из уведомителей, телефон которой был указан в уведомлении в качестве контактного, получила сообщение о согласии московской мэрии на проведение этого митинга.

Митинг прошел очень спокойно, организованно. Однако, когда его участники стали расходиться, торопясь к праздничному застолью, они обнаружили, что подходы к метро и на Тверскую перекрыты несколькими цепями омоновцев. Более 50 человек были задержаны и отправлены в милицейские автобусы, уже приготовленные поблизости. Трудно понять, по какому признаку отбирали людей для задержания, поскольку все вели себя совершенно мирно. Задержанных развезли в Арбатское, Мещанское, Басманное и Тверское ОВД. Из Арбатского стали выпускать почти сразу же после водворения, без составления протоколов, но у тех, кого задержали за участие в митинге впервые, требовали сделать отпечатки пальцев. В Мещанском ОВД составляли протоколы о задержании за переход улицы в неположенном месте, хотя никто из задержанных улицу не переходил – это было невозможно из-за преграды в виде цепей омоновцев. К тому же по закону за это нарушение нельзя задерживать. Некоторым вручили протокол, в котором было записано, что они нарушили статью Административного кодекса 20.2 (нарушение правил проведения митингов и т.п. акций). Константину Косякину, Илье Яшину и Борису Немцову было предъявлено обвинение по статье 19.3 (неповиновение законным распоряжениям сотрудников милиции). Их оставили в участке до 2 января, когда состоялся суд.

Всех троих судила судья Боровкова. Яшин был осужден на административный арест на пять суток, Косякин – на десять, Немцов – на пятнадцать (это максимальное наказание по данной статье).

Все трое были осуждены на основании лжесвидетельств милиционеров, утверждавших в суде, будто обвиняемые выражались нецензурно, призывали перекрыть Тверскую улицу и идти не то к мэрии, не то на Красную площадь. Задержания Яшина и Немцова произошли при большом скоплении участников митинга. В суде выступили многочисленные свидетели, утверждавшие, что задержанные ничего не выкрикивали ни когда им преградили путь омоновцы, ни когда их задержали и вели в милицейский автобус. Один из свидетелей сделал видеосъемку задержания Бориса Немцова и предлагал судье просмотреть ее. Судья отказалась. Тогда Б. Немцов ходатайствовал о просмотре видеозаписи, которую обязательно ведет в таких случаях милиция. Судья отказала в этом ходатайстве и вынесла постановление об аресте на 15 суток.

К сожалению, это установившаяся дурная практика – осуждение участников уличных акций на основании лжесвидетельств милиционеров при полном игнорировании всех других свидетельств и фактов, противоречащих их показаниям. Нам известно также, что в тот же день при выходе из дома был задержан Эдуард Лимонов, осужденный затем на 15 суток административного ареста. Есть основания полагать, что его арест также связан с митингом на Триумфальной площади.

Мы, уведомители митинга на Триумфальной площади, закончившегося совершенно необоснованными массовыми репрессиями против его участников, заявляем, что начинаем сбор всех фактов нарушений прав граждан в связи с митингом на Триумфальной площади в предновогодний вечер для предания их самой широкой гласности и для обращений в суд по поводу лжесвидетельств милиционеров против участников митинга.

Л. Алексеева,

Л. Пономарев,

Е. Чирикова,

С. Удальцов,

В. Борщев,

С. Канаев,

А. Симонов,

Р. Доброхотов,

Ю. Башинова