Россия сдала Каддафи

Россия не стала препятствовать принятию новой резолюции Совбеза ООН по ситуации в Ливии. Представитель нашей страны, как и дипломаты Китая, Германии, Индии и Бразилии, при голосовании воздержался. Однако проект, разработанный делегациями Ливана, Великобритании, Франции и США, получил 10 голосов «за» и был таким образом одобрен. С принятием резолюции, получившей номер 1973, военная операция против сил, верных ливийскому лидеру Муаммару Каддафи, стала фактически неизбежной.

Согласно принятой резолюции, СБ ООН требует прекращения огня, насилия и любых нападений на гражданское население Ливии, под которым почему-то понимаются исключительно противники Каддафи, взявшие в руки оружие и тем самым, в общем-то, переставшие попадать в категорию «мирного населения». Для защиты этих самых «мирных жителей страны» ООН призывает принять любые меры, за исключением иностранной оккупации Ливии или какой-либо ее части.

Резолюция также предусматривает закрытие воздушного пространства для ливийской авиации, возможные боевые действия без применения наземных сил, а также замораживание счетов национальной нефтяной компании Ливии и ее центрального банка, которые связывают с лидером страны Муаммаром Каддафи. Запрет на полеты не касается самолетов, которые будут доставлять гуманитарные грузы, медикаменты, продовольствие, а также эвакуировать иностранных граждан из Ливии. Принятым документом также предусматривается, что государства – члены ООН не будут давать разрешения ливийским самолетам на взлет, посадку или пролет над их воздушным пространством, если отдельные полеты не были заранее санкционированы Комитетом СБ по санкциям.

Во исполнение этой якобы мирной резолюции ряд западных стран при поддержке своих партнеров в арабском мире могут нанести удары по позициям верных Каддафи войск уже сегодня. Как передает агентство Франс Пресс со ссылкой на французские дипломатические источники, авиаудары по позициям правительственных войск готовы нанести Франция, Великобритания, Катар и ОАЭ. О том, насколько применение военной авиации соотносится с провозглашенной защитой мирного населения, власти этих стран благоразумно умалчивают. Иначе им пришлось бы признать, что живут и действуют они точь-в-точь по Оруэллу: «Война – это мир». В субботу в Париже может пройти трехсторонний саммит по ситуации в Ливии с участием Евросоюза, Африканского союза и Лиги арабских государств, на котором, очевидно, будет обсуждаться тактика действий в новых условиях.

Уже сегодня может быть принято решение о том, как в сложившейся ситуации будет действовать НАТО. В Брюсселе состоится заседание Североатлантического совета на уровне послов, на котором могут быть приняты решения в связи с резолюцией Совета Безопасности ООН по Ливии. Официальный представитель НАТО Оана Лунгеску заявила, что «Североатлантический совет заседает ежедневно, и можно ожидать, что на нем сегодня будет обсуждаться резолюция СБ ООН по Ливии». Несколькими днями ранее Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО «полностью готово защитить гражданское население Ливии», если будет «очевидная необходимость вмешательства», при условии, что для этого будет необходимая легальная основа в виде резолюции СБ ООН, и что НАТО получит поддержку государств региона. Фактически все эти условия соблюдены.

Официальный Триполи, естественно, отреагировал на решение СБ ООН крайне негативно. По словам замминистра иностранных дел Ливии Халед Каим, принятая резолюция «призывает ливийцев убивать друг друга» и является угрозой единству страны. Каим осудил «желание таких стран, как Франция, Великобритания и США, разделить Ливию» и выразил отдельную благодарность пяти странам, воздержавшимся при голосовании по резолюции. Он также заявил, что власти Ливии «готовы к прекращению боевых действий против мятежников», но для принятия такого решения им нужно знать, с кем вести переговоры по этому вопросу.

Позиция Москвы при голосовании по проекту резолюции заслуживает отдельного разговора. Если помните, в начале марта, в преддверии визита в Россию вице-президента США Байдена, было много разговоров о том, что второе лицо в американской политической иерархии едет сюда для того, чтобы поддержать выдвижение Дмитрия Медведева на второй президентский срок в обмен на дальнейшие уступки с нашей стороны, в т. ч. и по «ливийскому вопросу». Подобного рода предположения гневно отвергались как российской, так и американской сторонами, однако действительность позволяет усомниться в искренности этих опровержений. Сразу после визита Байдена сначала увидел свет пресловутый доклад ИНСОР, а затем состоялось и голосование по ливийской резолюции. Конечно, как известно, «после того» не значит «вследствие того», но факты таковы, что стоит серьезно задуматься.

Да, формально Россия за резолюцию не голосовала и вроде как не несет никакой ответственности за то, что будет твориться в Ливии. Однако для страны, претендующей хоть на какое-то влияние в международных делах, занимать такую, пардон, страусиную позицию просто недопустимо. Тем более что у Москвы были все основания наложить на проект резолюции вето.

Давайте послушаем, что говорит об одобренном проекте постпред России при ООН Виталий Чуркин. «Работа над документом не соответствовала имеющейся в СБ практике», – цитирует его слова РИА «Новости». По словам нашего представителя, при подготовке документа были, по сути, оставлены без ответа представленные Россией и рядом членов СБ ООН «конкретные и абсолютно закономерные вопросы относительно того, как будет обеспечиваться режим бесполетной зоны и каковы будут правила и пределы применения силы». Проект резолюции менялся буквально на глазах, отходя от первоначально заявленной концепции Лиги арабских государств. Более того, по словам Чуркина, «в текст оказались включенными положения, открывающие дверь для проведения масштабной военной интервенции». По моему скромному мнению, одних только вышеперечисленных фактов было достаточно, чтобы заблокировать принятие резолюции, однако этого сделано не было.

Вместо этого Россия устами своего полпреда лишь заявила, что «принимает к сведению» прозвучавшие в ходе обсуждения проекта резолюции «заверения» в отсутствии намерений провести ту самую военную интервенцию. «Ответственность за неизбежные гуманитарные последствия за счет применения силы извне в ливийской ситуации полностью легла бы на плечи тех, кто прибег бы к подобным действиям. Если это случится, то серьезно пострадает не только гражданское население, но и интересы обеспечения мира и безопасности во всем регионе Северной Африки и на Ближнем Востоке. Необходимо избежать такого дестабилизирующего развития событий», – заявил Виталий Чуркин. Опять же: вот вы, уважаемые читатели, как хотите, но мне кажется, что от этих «заклинаний» веет какой-то, прости Господи, горбачевщиной.

При этом мы прекрасно знаем, насколько убедительным может быть наш представитель в ООН. Достаточно вспомнить его, не побоюсь этого слова, блистательные действия по отстаиванию интересов России в дни конфликта с Грузией. Значит, все дело в том, какие указания были получены им перед голосованием. Президент России два дня назад заявил, касаясь российской позиции по Ливии: «Необходимые инструкции министру иностранных дел я дал». Что ж, теперь понятно, какие это были инструкции.