Развал СССР стал триггером этнополитических конфликтов

Ираклий Хинтба: развал СССР стал триггером этнополитических конфликтов на его окраинах

Исчезновение с политической карты Советского Союза послужило триггером этнополитических конфликтов на его окраинах, однако эти конфликты были неизбежны. Такое мнение высказал политолог Ираклий Хинтба в связи с 20-летием со дня проведения единственного за всю историю существования Советского Союза всесоюзного референдума о сохранении СССР.

Напомним, что на референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 года, большинство жителей Абхазии проголосовали за сохранение Союза.

По словам Хинтбы, конфликты были вызваны самой логикой советской модели «дружбы народов» и «бесконфликтного сосуществования наций». «Именно из-за неэффективности советской модели деэтнизации и создания новой исторической общности «советский народ», переселенческой и ассимиляторской политики, произвольного перекраивания политических и этнических карт, отсутствия легитимных каналов выражения социального недовольства были заложены предпосылки конфликтного напряжения, которое и выплеснулось в виде войн начала 1990-х гг. Поэтому для Абхазии распад СССР явился тяжелым, но исторически обусловленным испытанием, пройдя которое абхазское общество обрело независимость», — подчеркнул политолог

Хинтба отметил, что «с самого начала девяностых годов, когда был в разгаре конфликт с Грузией, на Абхазию пытались навесить ярлыки «коммунистической вандеи» и «просоветского анклава», который Россия использует как инструмент недопущения вестернизации Грузии».

«Это звучит парадоксально, так как начало 1990-х — это старт реализации проекта абхазской независимости, который, по определению, как проект националистический не мог предполагать советского ценностного компонента. Голосование абхазов за сохранение СССР на референдуме в 1991 г. (а также призывы к присоединению к России в советские годы) было вызвано стремлением таким образом оторваться от Грузии, которая к тому моменту с очевидностью покидала Союз», — сказал политолог.

Но это, по его словам, «не был ценностный выбор абхазов, а лишь тактический шаг, позволивший затем апеллировать к соответствующей процедуре самоопределения автономных республик, прописанной в Законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»».

Ираклий Хинтба подчеркнул, что «сегодня молодое поколение Абхазии не испытывает никакой ностальгии по советскому прошлому, ибо оно омрачено сталинщиной, несправедливостями в отношении абхазов, изменением демографической ситуации в пользу грузинского населения». В Абхазии, по его мнению, «вообще слабы позиции коммунистических сил».

«Невозможность ползучей ресталинизации вызвана исторической памятью, когда действия Сталина в виду его национальной принадлежности, расценивались как выпад против абхазов как народа. Поэтому даже пожилые абхазы не испытывают никакой симпатии к этой мрачной фигуре советской истории», — отметил политолог.

Абхазия сегодня, продолжил он, «это страна, пытающаяся нащупать свой путь в сложных обстоятельствах».

«В обществе ощущается стремление к прогрессивным образцам политического устройства и экономической жизни, зарекомендовавшим себя в Европе, но при этом отмечается важность сохранения этнонациональной самобытности», — подчеркнул Хинтба.

Однако, по его мнению, и в 2011 г. «абхазскому обществу угрожает тень советского прошлого: ведь как иначе расценивать политику международного сообщества, признавшего Грузию в ее «сталинских» границах? Как расценивать своего рода «железный занавес», препятствующий сегодня реальной деизоляции Абхазии? Как относиться к порой безоглядной западной поддержке администрации Саакашвили, превратившей Грузию в авторитарное полицейское государство?».

Поэтому, по словам Хинтбы, сегодня всем акторам в ситуации грузино-абхазского урегулирования нужно отходить от старых, несостоятельных подходов, и обращаться к современным, прогрессивным методам, которые позволили бы привнести справедливость, уважение прав человека и здоровый прагматизм в сложный южнокавказский контекст. «Только так можно окончательно избавиться от надоевших теней советской истории», — убежден политолог Ираклий Хинтба.

Секретарь Общественной палаты РА, политолог Нателла Акаба также сомневается в том, что большинство жителей Абхазии сожалеет о развале СССР в 1991 году.

По ее мнению, советская национальная политика породила многие межнациональные конфликты, в том числе, и грузино-абхазский. Однако стремительный стихийный распад СССР тогда представлял еще большую угрозу для малых наций, — отметила она.

«Более или менее уравнять права абхазов и грузин можно было, по мнению многих представителей абхазской политической элиты конца 80-х — начала 90-х, в реформированном горбачевском СССР (одним из разработчиков такой реформы был, как известно, академик А.Д. Сахаров). В СССР никакой иной альтернативы для автономий и не существовало, кроме как повысить их статус до уровня союзных республик», — сказала Акаба.

Она напомнила, что в Абхазии «за» СССР проголосовало 98% людей, принявших участие в референдуме (при явке 52%). При этом, по ее мнению, наивно полагать, что абхазы питали особую привязанность к Советскому Союзу. «В апреле 1990г. Съезд народных депутатов СССР, отчасти под давлением депутатов от автономных республик, включая Владислава Ардзинбу, принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР», — вспоминает политолог. — С вводом в действие этого закона автономные единицы получали право на проведение собственного референдума в случае, если союзная республика, в состав которой они входят, принимает решение о выходе из СССР, хотя в реальности этот закон так и не заработал».

«Таким образом, дело не в приверженности абхазов коммунистической идеологии, а в остром чувстве культурно-демографической незащищенности в условиях постсоветской действительности. Хотя, справедливости ради надо отметить, что многие беды абхазов происходили как раз из-за ленинско-сталинской национальной политики», — подчеркнула Нателла Акаба.