КПРФ: на линейке готовности к новой борьбе

Беседа первого заместителя руководителя — координатора фракции КПРФ в Госдуме, члена Президиума, секретаря ЦК КПРФ Сергея РЕШУЛЬСКОГО и политического обозревателя «Правды» Виктора ТРУШКОВА

— Сергей Николаевич, хотя Госдума часто напоминает штамповочный станок-автомат, она и при этом своём неказистом положении остаётся политическим институтом. Как в ушедшем году фракция КПРФ использовала политическую составляющую Госдумы?

— Действительно, КПРФ рассматривает парламент как политическую площадку для разоблачения антинародного характера проводимого Кремлём и правительством политического курса. Мы последовательно стремимся использовать трибуну Госдумы для того, чтобы показать нашим избирателям истинное лицо нынешней власти. Одновременно мы стремимся донести до масс свою точку зрения на те процессы, которые происходят в стране. И это у фракции получается: не было ни одного заседания, ни одного «круглого стола», ни одних парламентских слушаний, на которых не оглашались бы наше видение пути развития страны, наша оценка обсуждаемых процессов. Голос наших депутатов звучит внятно и громко, хотя нас, конечно, куда меньше, чем «единороссов».

Законотворческая работа депутата требует огромных усилий, так как надо просмотреть огромное количество поступающих материалов, оценить последствия обсуждаемых законопроектов в случае их принятия. «Круглые столы» и слушания тоже проходят не сами собой, для их проведения требуется серьёзная подготовка. И несмотря на такую загруженность, депутаты нашей фракции ведут большую партийно-политическую работу. Без нашего участия не проходят не только федеральные выборы, но и выборы региональных органов власти и местного самоуправления.

Многие наши депутаты Госдумы на региональных и муниципальных выборах возглавляли списки кандидатов от КПРФ, выступали с отчётами о парламентской деятельности коммунистов, подробно рассказывали, какие законопроекты подготовлены нашей думской фракцией и т.д. Кстати, только за осеннюю сессию депутатами-коммунистами было подготовлено 37 проектов федеральных законов. Если помнить, что в нашей фракции всего 57 депутатов, то это — очень большая нагрузка, которой нет ни в какой другой фракции.

Наши законопроекты направлены на решение острейших социальных проблем сограждан. Например, в своё время Дума голосами «Единой России» впопыхах приняла закон о пенсионном обеспечении работников гражданской авиации. В нём этой категории трудящихся были узаконены надбавки к пенсии, которые выплачивались не из Пенсионного фонда, а из доходов работодателей. Но принимая документ в спешке и фактически без обсуждения, «партия власти» забыла включить в льготный список… лётный состав. Депутаты нашей фракции разработали поправку, устраняющую изъян предыдущего закона. Могу с удовлетворением отметить, что она была принята.

Кроме законопроектов, связанных с пенсионной системой, мы подготовили проекты федеральных законов, касающихся выборного законодательства, острейших проблем образования, в том числе высшего, и других социальных вопросов. К великому сожалению, большинство наших инициатив «партией власти» отклоняется, часто они застревают в комитетах. Мы идём даже на то, чтобы комитеты выносили наши проекты на пленарные заседания пусть и со своим отрицательным заключением: публичное обсуждение наиболее острых проблем в нижней палате порой способно привести хотя бы к каким-то частным и частичным улучшениям жизни трудящихся.

Фракция уделяет серьёзное внимание работе с коммунистами, избранными в региональные законодательные собрания и представительные органы местного самоуправления. Мы только за время осенней сессии провели 4 семинара с товарищами по партии и депутатской работе в регионах. За время работы в пяти созывах Государственной думы нашей фракцией накоплен значительный опыт, которым мы охотно делимся.

— Вы рассказали о серьёзной работе депутатов коммунистической фракции. Тем не менее при этом создаётся впечатление, что центром политической жизни страны Государственная дума не является. Или это заблуждение?

— Я её ни в коей мере не считаю центром политической жизни России. Она в основном является придатком исполнительной власти РФ. Решения принимаются в Кремле и правительстве, а Дума большинством, которым завладела «Единая Россия», проштамповывает поступившие ей документы. Скажем, рекомендации президента нынешняя Дума, несмотря на предусмотренные её регламентом непростые процедуры, выполняет обычно в течение одной недели. Во фракции «партии власти» не пытаются анализировать последствия штампуемых законов, вносимых президентом и правительством, никогда не считают связанные с их принятием затраты.

В то же время решение насущных проблем порой не рассматривается в нынешнем парламенте даже не месяцами, а годами. Вот простой пример: подоходный налог с его «плоской» шкалой. Практически все эксперты настаивают на введении дифференцированной шкалы подоходного налога с физических лиц. Но Путин однажды без всякой аргументации заявил, что плоская шкала лучше, несмотря на всю мировую практику. И после этого какие поправки ни вносили бы депутаты, фракция «Единой России» голосует только за «плоский» налог.

Или другой пример. Правительство, внося в парламент бюджет, решило не индексировать заработную плату бюджетников. А их в стране около 700 тысяч человек.

— По данным Росстата, из четырёх крупных категорий занятого населения — руководителей, специалистов, служащих и рабочих — средняя заработная плата самая низкая именно у служащих.

— А правительство предлагает заморозить им зарплату ещё на четыре года. В результате за это время она реально сократится на 40%. Но депутатское большинство об этом не желает задумываться. Более того, оно выдаёт своё безразличие за проявление… стабильности в обществе.

Подобное поведение «партии власти» ведёт Россию в тупик. Как же можно после этого считать Государственную думу центром политической жизни в стране?!

— В то же время, представляется, есть все основания причислять сегодняшнюю Госдуму, исходя из её нынешнего конституционного большинства, принадлежащего «Единой России», к числу тех органов Российской Федерации, которые обеспечивают диктатуру капитала. Или я не прав?

— Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к сегодняшнему составу депутатского корпуса нижней палаты. Недавно все депутаты заполняли свои декларации. Выяснилось, что каждый третий депутат от «Единой России» за год получил доход от 170 тысяч до миллиарда долларов. Они не просто обслуживают класс капиталистов — они непосредственно к нему принадлежат. И, понятно, усердно защищают его интересы. Часто бывают и более циничные ситуации: депутат гол как сокол, живёт на одну зарплату, а жена имеет несметные доходы, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Я смеюсь над подобными депутатами: до такой золотой жены поди и дотронуться страшно, не то что обнять-поцеловать… А если всерьёз: представители буржуазного класса не станут защищать интересы трудящихся, они стоят на страже всевластия капитала, его диктатуры.

— Политические функции парламента не ограничиваются стенами Охотного ряда. Как использует фракция КПРФ особый политический статус парламентария?

— В работе за стенами Охотного ряда, то есть в организации масс, во взаимодействии с трудящимися, отстаивающими свои классовые интересы, участвует каждый депутат, входящий во фракцию КПРФ в Государственной думе. Более того, в этой деятельности принимают участие все коммунисты, избранные в законодательные собрания субъектов Федерации и представительные органы муниципалитетов. Мы прямо говорим, что депутатский мандат даёт дополнительные возможности для участия в протестном движении, и депутаты-коммунисты стараются их максимально использовать.

— Скоро начнётся избирательная кампания по выборам в Государственную думу шестого созыва. Это существенно изменит стиль нижней палаты в последний год её работы?

— Из опыта работы парламента прежних составов я усвоил, что в последний год работы созыва всё, что делают парламентарии, несёт на себе печать предстоящих выборов. Уверен, что в 2011 году Государственная дума нынешнего созыва не нарушит этого правила.

— У фракции КПРФ уже разработан план действий в начавшемся выборном году?

— Да. Главное в нём — работа с людьми и организация их на защиту результатов предстоящего голосования. При Центральном Комитете партии работает постоянно действующий штаб по выборам.

Что касается законотворческой работы фракции, то мы не можем обойти важнейшую проблему общества — достижение справедливого распределения доходов. Сегодня в России вопиюще несправедливое жизнеустройство. Это отразилось хотя бы в том, что 200 тысяч россиян в последние годы приобрели недвижимость в Лондоне.

При этом хотел бы обратить внимание на то, что наши приоритеты не стоит представлять как предвыборный популизм: мы постоянно уделяем внимание этим вопросам. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как депутаты-коммунисты вели борьбу за переход к справедливой шкале подоходного налога. Нами был внесён законопроект о повышении налога на дивиденды с нынешних 9 до 13 процентов. Но «партия власти» махом его отвергла. Что и говорить, оберегает правящая партия капитал, эксплуатирующий наёмный труд!

Та же участь постигла и детально проработанный депутатами-коммунистами проект закона, позволявший плавно перейти на прогрессивную шкалу налогообложения, что дало бы в региональные бюджеты дополнительно 63,5 миллиарда рублей. В случае принятия закона увеличение налога на доходы физических лиц коснулось бы лишь трёх процентов населения, получающих в год свыше 600 тысяч рублей. А максимально, на 7 процентов, НДФЛ увеличился бы лишь для тех, чьи доходы составляют в год свыше 1,8 миллиона рублей. Таких в стране всего лишь 420 тысяч человек, или 0,25 процента населения. К их числу принадлежат и многие депутаты-«единороссы». Примечательно, что за инициативу коммунистов тогда проголосовали не только депутаты фракций «Справедливой России» и ЛДПР, но и некоторые парламентарии, входящие в «Единую Россию». Да и довод оппонентов законопроекта: дескать, налоги уйдут в тень — не выдерживает критики. Что же это за государство, которое не способно проконтролировать 420 тысяч человек?! Законопроект, однако, голосами большинства фракции «Единой России» был провален. Но мы убеждены, что борьбу надо продолжать.

Среди приоритетов нашей фракции в 2011 году будут также проблемы реального сектора экономики. К их анализу подходим с позиций интересов трудящихся: мы будем предлагать законопроекты, которые позволили бы повысить зарплату наёмным работникам физического и умственного труда. Но подобная наша позиция не противоречит объективным интересам восстановления отечественной экономики. Дело в том, что рост зарплаты ведёт к повышению покупательной способности населения. А это неизбежно будет стимулировать рост производства в разрушенных за последние 20 лет отраслях российской экономики.

Среди наших приоритетов — защита детства. Да, мы постоянно помним про старшее поколение, благодаря трудовым достижениям которого ещё существует отечественная экономика. Мы, конечно, сосредоточимся на проблемах пенсионной системы, будем противостоять действиям власти, направленным на разрушение образования и здравоохранения. Но мы сориентированы в завтрашний день, поэтому не можем допустить, чтобы у вступающих в жизнь поколений были нынешним режимом отняты перспективы. Именно поэтому среди наших приоритетов одним из важнейших выступает образование.

— По планам власти предвыборный 2011 год должен стать годом массовой приватизации. Какую позицию займёт по этому вопросу фракция КПРФ?

— Резко отрицательную. Мы будем последовательно придерживаться программных положений КПРФ. Кроме того, будем обращать внимание на то, что «стратегические собственники» за два десятилетия своего хозяйствования наглядно продемонстрировали свою неспособность решать экономические проблемы. Россия не может достигнуть показателей 1990 года.

— Можно ли рассматривать Государственную думу в качестве зеркала общественно-политической жизни российского общества?

— Нет. Чтобы Госдума стала таким зеркалом, надо честно подводить итоги народного волеизъявления на выборах. А у нас в некоторых регионах власть хотела бы проводить выборы и без бюллетеней, и без избирателей.

— Сергей Николаевич, вы уже многие годы координируете повседневную работу фракции. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы, с одной стороны, в Государственной думе, с другой — в социальном составе депутатов, представляющих КПРФ в парламенте, чтобы существенно поднять роль фракции в политической жизни России?

— Прежде всего надо лишить исполнительную власть возможности формировать законодательный орган государства.

Что касается фракции, то в её составе необходимо омоложение. Я с уважением отношусь к тем, кто проработал в Думе уже не один созыв, ценю их богатый опыт. Но надо выдвигать новых товарищей, прежде всего из тех, кто приобрел опыт политической, в том числе парламентской, борьбы в законодательных собраниях регионов.

Если говорить о социальном составе коммунистической фракции, то я не сомневаюсь, что нашей социальной базой является пролетариат. И это должно находить отражение в составе фракции КПРФ в Государственной думе. Но одновременно надо иметь в виду, что изменился и состав пролетариата. Он не сводится сейчас к работникам тяжёлого физического труда. Как писал Фридрих Энгельс в «Принципах коммунизма», пролетариат — это класс, который живёт за счёт продажи своего труда. Поэтому в состав пролетариата сегодня входят наёмные работники не только физического, но и умственного труда.

Хотел бы отметить, что среди последних влияние идей социализма заметно растёт. И это должно найти отражение при формировании корпуса кандидатов в депутаты Государственной думы шестого созыва.