Ссора в Европе из-за Ливии

Каддафи хвалит Германию, зато Франция на нее жалуется. Непреклонная позиция Берлина, возражающего против запрета полетов над Ливией, создала напряженность в отношениях между Германией и ее европейскими партнерами в Лондоне и Париже. ООН сейчас рассматривает проект резолюции о бесполетной зоне, однако, по мнению критиков, создавать ее, скорее всего, уже поздно.

Во вторник Запад в очередной раз увяз в разногласиях: на проходившей в Лондоне встрече министров иностранных дел «Большой восьмерки» предложения Франции и Британии столкнулись с сопротивлением, которое возглавила Германия. Идея состояла в том, чтобы ввести запрет на полеты над Ливией или принять другие военные меры, чтобы остановить продвижение войск диктатора Муаммара Каддафи. Однако Германия и некоторые другие страны выступили против.

Со времен встречи министров обороны НАТО и прошедшего на прошлой неделе саммита Европейского Союза позиции сторон почти не изменились. В своем итоговом заявлении клуб индустриальных держав лишь предупредил ливийского лидера о «печальных последствиях», даже не упомянув о бесполетной зоне.

Во вторник Ливан, несмотря на противодействие, подготовил для Совета безопасности ООН, который будет заседать в среду в Нью-Йорке, первый проект резолюции о запрете полетов над Ливией. Проект требует принять «ради защиты мирного населения» «все необходимые меры, чтобы обеспечить соблюдение… запрета на любые полеты в ливийском воздушном пространстве». Резолюция также будет относиться к рейсам из-за границы, на которых могут находиться наемники из других стран, направляющиеся в Ливию, чтобы поддержать попытки Кададфи подавить революцию.

Однако успех этого проекта, составлять который помогали Британия и Франция, совсем не предрешен, ведь часть членов Совета безопасности относится к нему скептически. Свои возражения высказали Китай, Россия и Германия.

Обиды, нападки и обвинения

Дипломатические разногласия уже вызвали первую порцию обид и обвинений. Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе (Alain Juppé) заявил, что на плечах Запада лежит часть ответственности за успех войск Каддафи, отбивших за эти дни у повстанцев крупные территории. «Если бы мы на прошлой неделе прибегли к силе и нейтрализовали ряд взлетно-посадочных полос и несколько десятков аэропортов, находящихся в распоряжении Каддафи, возможно, ситуация не изменилась бы сейчас так сильно не в пользу оппозиции», — заявил Жюппе во вторник в эфире французской радиостанции Europe 1.

В Нью-Йорке постоянный представитель Франции при ООН Жерар Аро (Gerard Araud), заявил, что администрация французского президента Николя Саркози была «глубоко расстроена неспособностью Совета безопасности ООН действовать». В британской Палате общин премьер-министр Дэвид Кэмерон предупредил, что «время уходит».

Ни Германию, ни Соединенные Штаты напрямую никто не называл, однако было очевидно, против кого была направлена критика. Германское правительство выступало против британских и французских предложений о военной операции во всех международных организациях. Канцлер Ангела Меркель и министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) лично позаботились о том, чтобы ни в одном из итоговых заявлений не упоминалось о запрете полетов. После встречи министров «Большой восьмерки», Вестервелле еще раз сформулировал позицию Германии. По его словам, военное вмешательство – это не решение. Запрет полетов он назвал опасным путем, добавив, что ни одна из стран не хочет сейчас оказаться втянутой в войну.

В настоящий момент США стараются отдалиться от этого внутриевропейского спора. Однако чиновники в Вашингтоне, по-видимому, вполне довольны тем, что позиция Германии позволяет администрации президента Барака Обамы держаться в стороне от дебатов. Пока заявления Обамы были крайне сдержанными. Во вторник он заявил только о том, что он поручил своей команде «продолжать активно участвовать в дискуссиях в рамках ООН и НАТО и взаимодействовать с партнерами в регионе и региональными организациями».

В Вашингтоне многие считают длительную военную операцию в еще одной мусульманской стране помимо Афганистана и Ирака слишком рискованным шагом. В качестве альтернативы Белый дом предложил перевести деньги с замороженных счетов Каддафи повстанцам. Однако это решение также кажется сомнительным. Использование этих денег для покупки оружия нарушило бы эмбарго ООН.

Диктатор хвалит, партнеры втайне проклинают

Пассивность США и отсутствие единства в Европе привели к тому, что реакция Запада на очередной кризис опять выглядит не слишком внушительно. «Европа медлит, пока Ливия пылает», — заметила во вторник британская газета Guardian.

Бывший министр иностранных дел Британии Малколм Рифкинд (Malcolm Rifkind) призывает к «открытым и незамедлительным» поставкам оружия повстанцам, чтобы не повторить ошибок Боснийской войны начала 1990-х годов. Если Каддафи в итоге сохранит свое положение, это покажет деспотам, что противодействие реформам и насилие в итоге могут помочь им удержаться у власти, подчеркивает член парламента от Консервативной партии в своей статье, опубликованной в газете Times.

Эксперт Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Роберт Данин (Robert Danin) обвинил Белый дом и ООН в том, что они слишком долго медлили. Запрет на полеты, «уже, скорее всего, не поможет», заявил он американскому телеканалу Fox News. «Обаме не следовало призывать Каддафи уйти, если США не собирались подкреплять этот призыв весомыми аргументами», — заметил Данин.

Каддафи также поспешил воспользоваться спором, чтобы попытаться вбить клин между западными союзниками. Германия, Китай и Россия могут рассчитывать на ливийскую нефть, в то время как остальная часть Запада может о нем забыть, провозгласил он.

Эта очевидная попытка посеять дополнительные разногласия явно не сработает, но может всерьез смутить Берлин. Когда тебя хвалит диктатор и втайне проклинает один из ближайших союзников в ЕС – это трудно назвать дипломатическим успехом.

На этой неделе Берлину придется отстаивать свою позицию в Совете безопасности, который будет рассматривать предложенную Ливаном резолюцию. Пока неясно, что представитель Германии при ООН Петер Виттиг (Peter Wittig) будет делать в связи с этим. Во вторник вечером он повторил возражения против запрета на полеты, приводившиеся Германией ранее. Однако после того, как на выходных Лига арабских государств призвала Совет безопасности ООН запретить полеты над Ливией, у него стало одним аргументом меньше. Ранее Меркель, оправдывая невмешательство, могла ссылаться на разногласия в арабском мире. Однако сейчас ливийские повстанцы, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Лига арабских государств единогласно призывают Запад вмешаться. Региональная поддержка, которой требовала Германия, наконец, стала реальностью.

Впрочем, германское правительство сомневается в искренности Лиги, так как в том же заявлении она выступает против иностранного вмешательства в происходящее в Ливии. На заседании Совета безопасности Виттиг указал на это противоречие. Представитель Ливана при ООН Наваф Салам (Nawaf Salam) утверждает, что создание бесполетной зоны не будет расценено как иностранное вмешательство.

Сейчас проект будет изучаться в столицах 15 стран-членов Совбеза. На заседании в среду основное внимание будет уделяться тексту резолюции. «Мы хотели бы, чтобы Совет безопасности действовал так быстро, как это возможно, и надеемся, что консенсус найти удастся, — заявил Салам. — Эта мера необходима, чтобы положить конец кровопролитию и защитить мирных жителей».

Впрочем, в итоге резолюция может оказаться ненужной. В среду силы Каддафи продолжали наступать на занятые повстанцами города и, как сообщается, отбили город Адждабию, расположенный к югу от Бенгази – главного оплота повстанцев. Джалаль Аль-Галлаль (Jalal al-Gallal) из Национального переходного совета Ливии заявил в среду BBC, что, если международное сообщество не вмешается, будет «резня».

«Каддафи будет убивать мирных жителей, — сказал Аль-Галлаль. – Он убьет мечты. Он нас уничтожит».