Главы МИД G-8 поддержали Японию, но не приняли решений по Ливии

Плановая встреча министров иностранных дел «большой восьмерки», которая прошла в Париже 14-15 марта, была посвящена обсуждению двух главных вопросов: трагедии в Японии и обстановке в Ливии. Если в японском вопросе министры продемонстрировали полное взаимопонимание, выразив решительную поддержку правительству и народу Японии, то с Ливией ситуация, судя по всему, зашла в тупик.

В результате итоговые заявления по Ливии оказались весьма расплывчаты. Главным образом это касается перспектив открытия бесполетной зоны над территорией страны. Главы МИД «восьмерки» даже сочли нецелесообразным упоминать об этом в итоговом коммюнике. При этом они рекомендовали Совету безопасности ООН усилить давление на Муамара Каддафи и поддержать «законное стремление ливийского народа к демократии и процветанию».

Помимо этого, главы внешнеполитических ведомств «восьмерки» приветствовали усилия региональных организаций, в частности, Лиги арабских государств.

Глава МИД РФ Сергей Лавров, говоря о позиции российской стороны по ливийскому вопросу, отметил, что в Москве ожидают, что ЛАГ, предложившая открыть бесполетную зону, конкретизирует свои предложения. При этом российский министр напомнил, что «в Совете безопасности мы приняли однозначную резолюцию 1970, которая должна выполняться всеми».

В свою очередь, глава МИД Франции Ален Жюппе заявил, что возможность вмешательства НАТО в ливийские события в Париже исключают, а политическое решение по Ливии должен принять Совбез ООН.

Относительно Ливии главы МИД «восьмерки» не приняли никаких принципиально новых решений, которые могли бы хоть как-то повлиять на ситуацию в стране. Фактически они подтвердили и закрепили формат встреч G8 (неважно на каком уровне), на которых много говорят, но не принимают конкретных решений.

С другой стороны, столь мягкая позиция «восьмерки» по Ливии может объясняться тем, что она не располагает достаточной информацией о гуманитарной ситуации в стране и боится делать резкие и решительные шаги. Примечательно, что встреча в Париже проходила на фоне наступления сил Муамара Каддафи на восточные районы Ливии, контролируемые оппозицией. Согласно последней информации, оппозиционные силы терпят поражения, а Каддафи постепенно возвращает контроль над страной.

Второй главной темой заседания глав МИД «восьмерки» стала ситуация в Японии, где после разрушительного землетрясения и цунами 11 марта погибли тысячи человек и был серьезно поврежден ряд АЭС. Министры высказали полную и безоговорочную поддержку японскому народу, пообещав продолжить оказывать всю возможную помощь. Со своей стороны, глава японского МИД Такэаки Мацумото заверил, что правительство Японии будет прилагать все усилия, чтобы решить проблемы, которые возникли на АЭС. «Мы получили полную поддержку от партнеров по «восьмерке». На встрече министров и моих переговорах с президентом Франции я получил поддержку по целому ряду предложений об оказании экономической помощи Японии», – сказал японский министр. «Мы воодушевлены такой поддержкой. Хотел бы поблагодарить за добрые слова в адрес японского народа. Наше правительство будет прилагать все усилия, чтобы решить проблемы, которые возникли на АЭС», – добавил он.

В свою очередь, Сергей Лавров заявил, что «если возникнет необходимость коллективных мер в связи с развитием ситуации в Японии, то эта помощь Токио будет оказана». «Такова позиция России и других государств «восьмерки», – сказал глава российского внешнеполитического ведомства, выразив «полную солидарность с японским народом» и готовность «оказать всю помощь, которую японское правительство сочло необходимым запросить». «Пока все последствия землетрясения не известны. Что касается сотрудников посольства, то мы мониторим радиационный фон в тесном контакте с японскими властями. Если потребуется, соответствующие меры будут приняты», – добавил он.

При этом Лавров отметил, что Россия находится в постоянном контакте с Токио и МАГАТЭ по ситуации вокруг АЭС в Японии. «В Японии уже работают наши спасатели. Мы также постоянно получаем необходимую информацию от властей Японии и МАГАТЭ. Мы ощущаем контроль над ситуацией», – сказал Лавров.

Озвученная «восьмеркой» позиция по ситуации в Японии абсолютно закономерна и является единственно возможной с человеческой точки зрения. Трагедия в этой стране сейчас является главной мировой проблемой, возможно, поэтому рассмотрение ливийского вопроса, в каком-то смысле, ушло на второй план.