Янукович стал для России вторым Кучмой

Председатель Комитета по международным делам российской Государственной Думы Константин Косачев заявил о том, что Москва не ждет от президента Украины Виктора Януковича шагов по предоставлению русскому языку статуса, сравнимого со статусом украинского.

«Очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины», — добавил он. По словам политика, «никто в России не был наивным и не ожидал от Януковича, чтобы он под диктовку Кремля издавал какие-то декреты», — добавил он.

Слова Косачева резко контрастируют с заявлениями других российских политиков, неоднократно и почти в ультимативной форме требовавших от Киева предоставления особого статуса русскому языку. Но взялись они не из неоткуда и отражают представления российского руководства о его отношениях с Украиной.

Разумеется, от Виктора Януковича ожидали многого — как в 1994 году от Леонида Кучмы. Активно участвовавшие в предвыборной кампании Кучмы российские политики и политтехнологи — вспомним хотя бы того же Константина Затулина — уверяли Кремль в том, что Кучма готов «на всё». И на предоставление русскому языку статуса государственного, и на бессрочную аренду Черноморским флотом базы в Севастополе и чуть ли не на передачу Крыма России.

Но как только Кучма освоился в президентском кабинете, «варягов» попросили убраться и из его приёмной, и из приёмной тогдашнего президентского фаворита Дмитрия Табачника: гости из Москвы оказались чужими на празднике оприходования ресурсов.

Нечто подобное произошло и сегодня. В России были уверены, что Виктор Янукович сделает целый ряд шагов не столько даже навстречу Москве, сколько навстречу собственному электорату, большая часть которого находится в плену идеологических стереотипов прошлого. Однако вопросы собственной выгоды оказались для украинского президента куда важнее российских интересов и политтехнологических премудростей.

Янукович стал для России вторым Кучмой — много ожиданий и мало конкретных результатов. Но как объяснить это российскому обывателю, пять лет смотревшему по телевизору увлекательные репортажи о борьбе «пророссийских» сил во главе с несгибаемым Януковичем с «националистами»? А просто — что не было никаких особых надежд, тем более идеологических. И что новый президент Украины ведет «адекватную проукраинскую политику».

Другое дело, что ответом на эту политику является очевидное нежелание Москвы идти хоть на какие-то энергетические уступки Киеву — что делает крайне проблематичным само выживание украинской экономики в ее нынешнем, олигархическом виде. Но это уже за рамками полномочий Константина Косачева.