Преемник решил стать императором

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект новой редакции закона «О безопасности» взамен закона от 1992 г. Как сказано в пояснительной записке, практика применения прежнего закона показала необходимость его корректировки, уточнения полномочий органов власти и статуса Совбеза.

По прежнему закону у правительства в этой сфере было даже больше функций, чем у президента. Последний лишь возглавлял Совбез, координировал работу госорганов в области безопасности и в пределах компетенции принимал оперативные решения. Руководило же органами безопасности, организовывало и контролировало всю работу правительство.

Теперь правительство, согласно новой редакции, будет лишь «участвовать» в определении основных направлений госполитики и «обеспечивать» федеральные органы и регионы необходимыми ресурсами. Бразды правления в этой сфере полностью переходят в руки президента.

Меняется роль Совета безопасности. Сейчас Совбез, как конституционный орган, имеет право не только готовить решения президента, но и самостоятельно рассматривать стратегические проблемы всех видов безопасности. По действующему закону он несет ответственность за «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (этот пункт — первая из функций). Решения Совета безопасности принимаются простым большинством голосов постоянных членов. А формируется он в соответствии с Конституцией и законом «О безопасности».

Теперь Совбез назван «конституционным совещательным» органом. Президент сам формирует его состав. А решения принимаются в том порядке, который президент определит. Основная задача этого органа — «обеспечение условий для реализации президентом его полномочий в области безопасности».

— Строго говоря, при передаче власти от «первого преемника» Путина ко «второму преемнику» Медведеву реальные возможности последнего сделали декоративными, — считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — И вот уже два года Медведев пытается отыграть позиции у правительства, возглавляемого «национальным лидером». Получается плохо, точнее — совсем не получается. Для этого у Медведева нет ни соответствующего опыта, ни, что важнее, соответствующих личных качеств — именно исходя из его личных качеств ему и вручались временные бразды правления. Если бы «первый император» Ельцин так скрупулезно вырисовывал бы себе юридические полномочия, то на Краснопресненской набережной по-прежнему заседал бы Верховный совет РСФСР (что, возможно, был бы и неплохо). Медведев хочет решать вопросы войны и мира, но способен ли он их решать? А никто не знает, в том числе и сам Медведев. Он просит дать ему порулить, тогда и посмотрим. Но именно так — просит, вместо того, чтобы просто взять в руки руль. Так власть не берут, и после двух лет медведевского правления, в общем, ясно — и не возьмут. Хотя тренд, в общем, правильный — сначала «потешная Россия» в Сколково, потом попытка взять власть реально. Вот только у Петра к моменту стрелецкого бунта уже были реальные полки, а у Дмитрия на руках только бизнес-план. А император без армии — столь же жалкое зрелище, как и президент без власти.