Путин обменял СНГ на Америку

Обещания отмены виз с США и Евросоюзом обернутся реальной угрозой для Содружества.

Предложение Владимира Путина отменить визовый режим между Россией и США, сделанное вице-президенту Джозефу Байдену в ходе переговоров в Москве, можно было бы счесть проявлением своеобразного сарказма со стороны российского премьера: очевидно, что идея отмены визового режима между нашими странами в обозримой перспективе практически неосуществима. Проблема, однако, состоит в том, что обещания отмены или хотя бы облегчения существующего порядка получения россиянами виз в Европу и США способны серьёзно поколебать и без того расшатанные позиции России на постсоветском пространстве и привести к окончательной ликвидации СНГ.

От поправки Джексона-Вэника до списка Кардина

«Мы ведем активные переговоры по введению безвизового режима с европейскими странами, — напомнил Владимр Путин Джозефу Байдену, приехавшему в Москву, по официальной версии американской стороны, именно для укрепления российско-американских отношений. — У Соединенных Штатов с этими странами, практически со всеми, тоже безвизовый режим. Если бы Россия и США договорились между собой о введении безвизового режима раньше, чем это будет сделано с Евросоюзом, это было бы историческим шагом в развитии российско-американских отношений. Мы перевернули бы очень значимую страницу в нашем прошлом и начали бы все заново».

Однако прежде чем «перевернуть страницу и начать всё заново», американской стороне необходимо как минимум отменить дискриминационные экономические ограничения в отношении России, связанные с давно утратившей какую бы то ни было актуальность поправкой Джексона-Вэника. Напомним, что принята она была в 1974 году ещё в отношении СССР, в наказание за препятствование эмиграции советских евреев в Израиль. Об отмене поправки Джексона-Вэника заговорили ещё в 1989 году, после либерализации советского миграционного законодательства, а уж с декабря 1991 года документ по понятным причинам потерял всякий смысл. Тем не менее, поправка Джексона-Вэника в отношении России до сих пор не отменена; американская сторона ограничивается тем, что ежегодно накладывает мораторий на её применение, сохраняя, тем не менее, саму поправку, как рычаг давления на Москву.

Таким же, если не более эффективным рычагом является для США действующая сегодня визовая система, отмечает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров: «Для российской политической и бизнес-элиты серьёзный предмет для беспокойства представляют так называемые «чёрные» или «невъездные списки», составленные по итогам дела Магнитского и возможное составление аналогичных стоп-листов по делу Ходорковского».

Напомним, что после смерти в 2009 году в московском следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского, работавшего на британскую фирму, по инициативе американского сенатора-демократа Бена Кардина был составлен список из 60 российских чиновников, так или иначе причастных к делу, которым не рекомендовалась выдача визы на въезд в США. В 2010 году «список Кардина» поддержал и Европарламент, запретив всем поименованным в нём российским гражданам въезд на территорию стран ЕС. Время от времени угрозы составления аналогичных списков раздаются из кругов, заинтересованных в судьбе Михаила Ходорковского.

Вряд ли США или Евросоюз захотят выпустить из рук столь серьёзный козырь в отношениях с Россией, считает Николай Петров. «Предложение Путина об отмене виз носит чисто политический характер и не рассчитано на равноценный ответ, — подчеркнул эксперт. — Москва демонстрирует Вашингтону и Брюсселю свою добрую волю, так же, как СССР время от времени выдвигал инициативы о «всеобщем и полном ядерном разоружении», твёрдо осознавая, что Запад на это не пойдёт».

Меняем визы на Содружество?

В российских политических кругах, тем не менее, к предложению премьера отнеслись вполне серьёзно. «Правильной и нужной» назвал идею об отмене виз с США зампред комитета по международным отношениям Государственной Думы Андрей Климов. По мнению парламентария, для её воплощения в жизнь российской стороне «не нужно будет предпринимать ничего сверхъестественного». Достаточно будет ввести систему жёсткого пограничного контроля на южных границах России, увеличить степень защиты паспортов и паспортных данных. «Если рассматривать вопрос в среднесрочной перспективе, то при условии высокой степени политической воли со стороны американцев, в ближайшие 5-7 лет этот вопрос можно было бы решить», — сделал свой прогноз Климов.

Вопрос состоит в том, что именно следует понимать под «системой жёсткого пограничного контроля на южных границах». Напомним, что с юга наша страна граничит со странами СНГ, граждане которых пользуются правом безвизового въезда в Россию. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен, что облегчение визового режима с Европой и Америкой отнюдь не обязательно должна означать ужесточение оного для стран СНГ. «У России безвизовый режим с Израилем, а у Израиля с США, — заметил г-н Жарихин «СП». — Но это не означает, что я могу без визы въехать в США через Израиль по своему российскому паспорту».

Неизвестно, впрочем, сможет ли Россия контролировать транзит через свою территорию так же тщательно, как это делает Израиль. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), на конец прошлого года в России официально жило и трудилось 1,8 млн человек. При этом ещё 4,5 млн находятся в стране незаконно и работают без оформления соответствующих документов. Глава ФМС Константин Ромодановский, обнародовавший эти цифры, признал, что его ведомство не может ничего поделать с потоком нелегальной миграции из стран СНГ в Россию. Можно только представить себе, насколько усилится этот поток, если перед мигрантами забрезжит возможность трудоустроиться и закрепиться не в России, а в странах Евросоюза или даже в США.