Саакашвили может спасти нас от ВТО

Как это ни парадоксально, клиническая русофобия грузинских властей неожиданно может сослужить России добрую службу. В этом отношении Михаил Саакашвили, видимо, сам того не подозревая, уподобился известному персонажу из «Фауста» Гете, который, как известно, имел обыкновение «творить добро, всему желая зла».

Дело в том, что грузинские власти продолжают угрожать России блокированием ее вступления в ВТО, членство в которой, по мнению многих экспертов, ничего, кроме окончательной деградации производственного сектора и консервации сырьевой направленности экономики, ей принести не может.

Как стало известно, продолжающиеся в швейцарском Берне российско-грузинские переговоры по поводу вступления РФ в ВТО пока не привели к какому-либо продвижению в этом вопросе (Москва вынуждена согласовывать условия своего вступления в эту организацию с Грузией, поскольку та уже является членом ВТО). Напомним, что камнем преткновения по-прежнему является требование Тбилиси допустить грузинских пограничников и сотрудников таможенной службы на российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границы, которые команда Михаила Саакашвили «по старой памяти» рассматривает в качестве «внешних границ Грузии».

Осознав, что позиция российских властей в вопросе о признании суверенитета этих двух республик является «окончательной и обжалованию не подлежит», грузинская сторона предложила в качестве альтернативного варианта воспользоваться «приднестровской моделью». Последняя предполагает мониторинг внешнего периметра границ Абхазии и Южной Осетии международными организациями или миссией ЕС; впервые эта схема была апробирована в Приднестровье, власти которой не допускают на границу с Украиной молдавских таможенников, однако согласились на присутствие наблюдателей от ЕС.

«Мы будем искать варианты. Один из возможных – приднестровский. Я так понимаю, что дискуссия будет протекать в этом русле» – заявил «Коммерсанту» замглавы Комитета парламента Грузии по международным делам Гиорги Канделаки накануне начала переговоров.

Впрочем, особого восторга по поводу этой инициативы в стане российских переговорщиков пока не наблюдается. Как передают СМИ, российские дипломаты весьма скептически относятся к данной схеме, справедливо указывая на то, что миссия ЕС не может находиться на той же российско-абхазской границе и не общаться при этом с абхазскими властями, которые не признаны Евросоюзом. Попытки же России надавить на Саакашвили с помощью его «личного друга» – вице-президента США Джозефа Байдена, который сейчас находится с визитом в Москве, пока также не увенчались успехом. Несмотря на то, что последний публично выступил в поддержку вступления России в ВТО, в Тбилиси уже дали понять, что не собираются смягчать свою позицию по данному вопросу.

Впрочем, некоторые комментаторы объясняют такую, казалось бы, странную несговорчивость Саакашвили тем, что Россия пока их «не так просила». В качестве более адекватного содействия за посредничество в урегулировании «грузинского вопроса» США могут потребовать новых уступок со стороны РФ, в частности, ужесточения ее позиции в отношении режима Каддафи и санкционирования военной интервенции США в Ливию.

Как Россия сможет преодолеть «грузинский барьер» на пути в ВТО? С этим вопросом мы обратились к эксперту Центра политической конъюнктуры Павлу Салину:

– На самом деле США не спешат оказывать давление на Грузию, поскольку они не хотят терять один из рычагов давления на российское руководство, который называется «вступление России в ВТО». Они выбирают из двух зол меньшее. Одно из них – это отказ Москвы от вступления в ВТО. В результате одна из крупнейших экономик мира, которая до сих пор до конца не интегрирована в глобалистские процессы, остается вне этих процессов. И, по большому счету, примыкает к альтернативным проектам глобализации, которые намечаются во главе с Китаем.

Пекин формально является членом ВТО, а фактически – нет, потому что он имеет отсрочку по снятию торговых барьеров до 2015 года. Напомню, что власти Поднебесной вступили в эту организацию на достаточно невыгодных для себя условиях, но при этом оговорили отсрочки от 5 до 15 лет, которые заканчиваются примерно в середине этого десятилетия. А в 2015 году Китай (я уверен на 100%) скажет: «Всем спасибо, до свиданья!», потому что тогда настанет время не получать выгоды от вступления в ВТО, а делиться прибылью. Такие прогнозы делались еще до кризиса, а теперь тем более можно не сомневаться, что Китай покажет ВТО фигу, когда придет время снимать последние таможенные барьеры. Россия же, в силу более слабых экономических позиций, так торговаться не может.

США, таким образом, балансируют между двумя полюсами. С одной стороны – отказать России в членстве в ВТО и тем самым наказать ее за Грузию. А с другой стороны, напротив, у Вашингтона есть соблазн форсированно принять Россию и продемонстрировать всем, что они могут сдавать даже самых верных союзников. Хотя, в принципе, после сдачи Мубарака в Египте второй подобный прецедент станет очень сильным ударом по международному престижу США. Плюс еще нужно учитывать, что в Америке существуют несколько конкурирующих между собой элитных групп, которые придерживаются разной тактики в отношении России (притом, что их стратегия одинакова). Например, есть очень влиятельная группа, которая в России олицетворяется с сенатором Маккейном (хотя на самом деле за ней стоят совсем другие люди)… Так вот, Саакашвили можно назвать его «политическим сыном». Т. е. он не может его сдать ни под каким предлогом.

В общем, в США идет очень сложная игра, а Джозеф Байден, прилетевший в Москву на переговоры, в действительности не обладает необходимыми полномочиями для того, чтобы принимать окончательное решение и что-то обещать России. При этом разные группы оказывают на него разностороннее давление.

В отношении ВТО российские власти, похоже, избрали тактику, похожую на китайскую. При этом, поскольку у нас, в отличие от Китая, меньше ресурсов, она является более изощренной и тонкой. Т. е. наше руководство попросту всячески затягивает вступление в ВТО, несмотря на все широковещательные декларации и уверения в обратном. На словах мы стремимся в западные интеграционные структуры, а де-факто пытаемся дождаться появления контуров нового посткризисного мира, что может произойти лет через 10. Ситуация затягивания переговоров по вступлению выгодна России, поэтому я абсолютно уверен, что у нас через каждые полгода будут звучать заявления о том, что «вот-вот через полгода мы вступим в ВТО». Но никуда мы вступать не будем. А сама ВТО через некоторое время по-тихому «умрет», как и многие другие международные структуры.