Ливия: казнить нельзя помиловать

Шаг вперед — два шага назад, или шаг вперед и назад одновременно. Так проходит ливийская гражданская война, где в один и тот же вечер и силы Каддафи, и оппозиция захватывают один и тот же город или поднимают свой флаг над одним и тем же аэропортом.

Пока силовое преимущество на стороне Каддафи. Его авиация бомбит нефтяной порт Рас-Лануф и соседнюю Адждабию, а повстанцам остается только бессильно палить в воздух из пулеметов. В воскресенье брат-лидер порадовал своих многочисленных сторонников в Триполи фейерверком, а на следующий день фейерверк уже устроили силы оппозиции возле склада с оружием в городе Заувия. Затем армия потеснила повстанцев на востоке и в Триполи вновь праздновали победу (теперь уже без фейерверка). Ливийские дипломаты в Вашингтоне рассказывают о том, что Каддафи взял в заложники семьи летчиков, а их самих приковал к кабинке пилота. И вот они теперь летают и бомбят повстанцев, не в силах сдержать или стереть скупую мужскую слезу.

Муамар Каддафи, в свою очередь, повествует о коварных исламистах из Афганистана, Алжира и Палестины, которые щедро одарили наивную ливийскую молодежь деньгами, наркотиками, оружием и пластиковыми ключами от рая (как когда-то в Иране во время ирано-иракской войны) и отправили на поле боя против мужественных ливийских воинов-патриотов.

Плюс, конечно, черные наемники, которые подготовлены израильскими фирмами по обеспечению безопасности в Чаде и Анголе, британские шпионы, намеренные колонизировать Ливию, и лично президент Барак Обама, который с Бин Ладеном, как известно, на «ты». При всем этом беженцы бегут из Ливии, наводняя Италию, Мальту и Тунис с Египтом, а больницы в Адждабии и Бенгази переполнены ранеными. Ситуация абсурдная, тревожная и безвыходная.

Запад надеялся на быструю развязку в голливудском стиле, но, в отличии от тунисского президента Бин-Али и египетского Мубарака, Каддафи неожиданно заартачился, и теперь международное сообщество топчется на месте, запугивая полковника «жесткими экономическими санкциями». Муамар, скромно потупив глаза, отвечает «Ахлан ва сахлан!», то есть «Добро пожаловать». Ливийцам к санкциям не привыкать, да и международные эксперты утверждают, что режим санкций не доказал свою эффективность ни в Северной Корее, ни в Иране, ни во многих других странах, в отношении которых он был применен.

Единогласия по отношению к тому, что происходит в Ливии нет нигде, ни в НАТО, ни в ООН, ни в Лиге Арабских Государств. Саудовская Аравия, с одной стороны, требует немедленно ввести режим запретной для полетов зоны, с другой — обещает «своим телом остановить иностранную интервенцию». Египет занят своими делами и чужими беженцами. Италия, где семья Каддафи вложила миллиарды долларов в различные проекты, и где есть прямая зависимость от поставок ливийской нефти, скромно молчит и пытается наладить диалог между правящим режимом и повстанцами.

Представители Великобритании и Франции считают, что путем введения запретной зоны можно будет избежать массовых жертв среди населения, хотя в ходе гражданских войн в Руанде и Сомали погибло безумное количество людей — притом, что авиация в этих конфликтах практически не была задействована. Противники этой меры утверждают, что таким образом мир лишь продлит ливийскую агонию, поскольку беженцы не смогут покинуть страну по воздуху, а бои перекинутся на жилые кварталы (то есть в любом случае погибнет очень много людей).