О чем думает Лукашенко, когда говорит о Путине?

Премьер-министр России Владимир Путин не нравится американцам, потому что является жестким человеком с внутренним стрежнем, который в любой ситуации будет защищать интересы РФ. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью газете The Washington Post, опубликованном 5 марта.

«Мы с Путиным в очень хороших отношениях, больше десяти лет работаем вместе. Советую вам не демонизировать Путина, — подчеркнул белорусский президент. — Это очень обязательный человек. Если он что-то пообещает, он сделает, в отличие от Америки или Европы», — сказал Лукашенко. Что касается попыток «перезагрузить» отношения между США и Россией, белорусский лидер считает, что Америка всегда пытается отношения «перезагрузить» в свою пользу. «С Россией подобным языком, и с Путиным в частности, разговаривать я вам не советую», — заметил Лукашенко.

Интервью белорусского президента прокомментировал Кирилл Коктыш, политолог, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов.

— Почему Александр Григорьевич начал делать комплименты в адрес Владимира Владимировича Путина? Мы все знаем Александра Григорьевича как весьма вспыльчивого человека, временами экспрессивного, который в свое время позволял много нелицеприятных высказываний, не только о Владимире Владимировиче Путине, но и о Дмитрии Анатольевиче. С чем связано другое мнение?

— Это не другое мнение. Есть слова, которые говорятся россиянами, белоруссами, американцами, и они совершенно не обязаны быть одними и теми же. Александр Григорьевич проводит классическую риббентропную политику, как и большинство государств Восточной Европы, зарабатывая на взаимодействиях между большим и внешним верхами. По сути, нынешние комплименты Александра Григорьевича Путину сродни анекдотам, которые американцы рассказывают про поляков, которые их тоже учат общаться с Россией, объясняя, что без поляков они не смогут с ней договориться.

— Но сам Александр Григорьевич на протяжении нескольких лет не может договориться с нами по многим вопросам.

— Это вовсе не обязано соответствовать реальности. Вопрос в том, что в это должны поверить американцы. Для Лукашенко критично продемонстрировать наличие хороших связей с Россией, потому что это единственное основание, по которому он, может быть, нужен Западу, и по которому Западу нужна Беларусь. К сожалению, сама по себе Беларусь не особо нужна и не представляет сегодня особого интереса, а интересна как посредник, как ворота к России. Несмотря на испортившиеся отношения, несмотря на то, что Россия строит обходные газо- и нефтепроводы, Лукашенко говорит, что у него хорошие отношения с Россией, и американцы должны, по идее, в это поверить.

— Стоит делать разницу между личностными отношениями руководителей, странами и отношениями между государствами. Он все-таки смешивает это в одну кашу. Как вы думаете?

— Давайте смотреть по фактам. Россия строит нефтепровод в обход Белоруссии, который пустит белорусские объемы нефти в обход ее, строит газопровод «Северный поток», который пустит газ вокруг Беларуси, вокруг Украины. Это говорит, как минимум, о недостаточной степени доверия между Москвой и Минском как институтами. Причем даже уже личные отношения, хотя они тоже сказываются. Поэтому всегда проще смотреть на факты, как все на самом деле происходит.

— При этом мы строим единое экономическое пространство с Казахстаном и с Белоруссией. Это нам абсолютно не мешает.

— Да, но при этом единое экономическое пространство — это обобществление уже многих других вещей. Тут есть реальный ресурс, ведь российская экономика — это углеводородная экономика. Белорусская экономика — это углеводородная экономика. И если самый насущный ресурс, на котором строится сегодня российская экономика, потихоньку ведут в сторону, это значит, что доверия явно недостаточно.