Грузия не получит от России гарантий

Грузинским властям зачем-то понадобилась гарантия России о неприменении силы. Конечно, в быту иметь гарантию приятно — на холодильник там или на автомобиль. Поломается он, а тут по гарантии его и починят бесплатно. Приятно, и чувствуешь себя в этом отношении защищенным. Но в политике гарантию получить не так легко. Во-первых, России ничего не продавала Грузии, и гарантию давать вроде бы не на что.

А во-вторых, что означает гарантия о неприменении силы? Вечный мир. Теоретически можно подписать такие гарантии со всеми странами по периметру границ. Или даже со всеми странами в мире. А уж если те и между собой подпишут, то наступит вечная мечта человечества — мир во всем мире. Но практически этого никто не делает. Наверное, не получается. А с Грузией, в силу известных особенностей ее руководства, не получится вдвойне.

Поэтому Москва и решила не связывать себя никакими обязательствами с Тбилиси. «Россия не была и не является стороной в конфликте, поэтому мы не будем давать односторонних заявлений о неприменении силы, потому что это не нужно, — заявил статс-секретарь, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин. — Мы никому там не угрожали и не угрожаем. И главная задача Женевских дискуссий, как это было сформулировано в решениях президентов России и Франции, — это безопасность Абхазии и Южной Осетии, независимость которых от Грузии Россия признала в августе 2008 года», — приводит его слова РИА «Новости».

По словам Карасина, абхазские и югоосетинские партнеры по переговорам озабочены ростом военной риторики со стороны Грузии. «Пребывание на их территории наших воинских подразделений и пограничников на основе (принятых в 2009 году) двусторонних документов является самой прочной гарантией их спокойной жизни. Поэтому речь может быть только о соглашении о неприменении силы только между Грузией и Южной Осетией и Грузией и Абхазией», — считает Карасин.

Главной темой начавшегося очередного раунда Женевских переговоров явилось обязательство о неприменении силы. Прежде сторонам не удавалось достичь взаимопонимания на переговорах, проходящих под эгидой ЕС, ОБСЕ и ООН, в которых участвуют представители Тбилиси, Москвы, Вашингтона, Сухума и Цхинвала.

МИД Грузии заявил, что на 15-м раунде переговоров Тбилиси намерен призвать Россию взять на себя обязательство о неприменении силы, аналогичное обещанию президента Саакашвили, с которым он выступил в ноябре прошлого года в Европарламенте. «Таким действием Россия докажет, что ею движут только мирные цели, и она не собирается осуществлять новую агрессию против суверенного соседа».

Это место в заявлении грузинского МИД нам кажется самым интересным. С чего начался сыр-бор? Сначала Саакашвили применил силу в августе 2008-го, а уже в ноябре 2010-го обязался больше ее не применять. Не прошло и трех лет… Чего ждал так долго? Может, надеялся, что сможет повторить попытку еще раз, а когда понял, что возможности не представится, перекрасился в миротворца. Но это уже несколько поздновато. Вот если бы он выступил с таким заявлением еще до конфликта, было бы другое дело. И самого конфликта, наверное, не было бы.

Впрочем, Тбилиси и сейчас еще может широко взмахнуть белыми одеждами миротворца и подписать заявления о неприменении силы, только не с Москвой, а с Сухумом и Цхинвалом. Но не хочет. Грузия заявляет, что предложение Москвы о подписании соглашений о неприменении силы между Тбилиси и Сухумом и между Тбилиси и Цхинвалом «ставит своей целью только лишь правовую легитимацию марионеточных режимов и представляет собой беспомощную попытку избежать собственной ответственности относительно неприменения силы».

«Перспективы могут быть в том случае, если закончится риторика с грузинской стороны, и если Грузия согласится с тем, что необходимо подписать сейчас соглашение с Абхазией и Южной Осетией о неприменении силы», — заявил днем ранее бывший премьер-министр России Евгений Примаков.

Российские дипломаты в ходе 15-го раунда Женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье заявили о намерении поставить вопрос о соблюдении всеми участниками переговоров корректной лексики. Грузинские представители должны будут перестать именовать воинский контингент РФ в молодых республиках оккупационными войсками.

МИД Грузии также заявил, что вторым вопросом, который будет выдвинут Грузией на Женевских переговорах, будет «необходимость введения международных механизмов безопасности в оккупированных регионах Грузии». Тбилиси желает видеть в «сепаратистских регионах» «международных миротворцев и полицейские силы».

Вот и весь грузинский план, представляющий собой простую двухходовку: добиться от России гарантии неприменения силы, затем ввести в Абхазию и Южную Осетию международных миротворцев и тихой сапой отбуксировать «мятежные территории» за собой. Так просто, что даже скучно.