Россия и страны СНГ: достучаться до ВТО

Решение России добиваться членства в ВТО совместно с двумя другими бывшими советскими республиками, Белоруссией и Казахстаном, озадачило многих аналитиков в ЕС, который дал зеленый свет членству России в этой организации весной 2004 года.

Как российские официальные лица, так и представители ЕС делали оптимистические прогнозы по поводу вступления России в ВТО до конца 2009 года. Россия является единственной крупной экономикой в мире, которая не вступила в ВТО — международный альянс, состоящий из 153 стран — и которая добивается вступления уже на протяжении 16 лет.

«Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана уведомят ВТО об их намерении начать переговоры по вступлению этого тройственного союза и об окончании национальных переговоров по вступлению в организацию», — заявил премьер-министр Владимир Путин после встречи Евразийского Экономического Сообщества.

Было ясно, что эту инициативу поддержали: на следующий день представители Казахстана, которые добивались членства в ВТО на протяжении 13 лет, также прекратили двусторонние переговоры.

Господин Путин объяснил этот шаг необходимостью синхронизировать вступление в ВТО этих трех стран с созданием Таможенного Союза, который начнет свою работу с первого января 2010 года.

«Вступление в ВТО — это общий приоритет, но мы хотим вступить в эту организацию как единое таможенное пространство», — заявил господин Путин.

Возможно, это не единственное объяснение, поскольку об окончательном вступлении России в ВТО было объявлено несколько раз в период между началом переговоров в 1993 году и началом мирового финансового кризиса в 2008 году.

Во время кризиса многие страны пытаются защитить свои экономики и рынки, устанавливая торговые барьеры. Отказ от индивидуальных переговоров и принятие решение о коллективном членстве может быть продиктовано как раздражением России по поводу длительного ожидания, так и самим моментом — кризис толкает многие страны к принятию протекционистских решений.

Считается, что правительство Америки является единственной силой, которая препятствует вступлению России в ВТО на протяжении уже 10 лет. Для того чтобы вступить в ВТО, стране необходимо получить разрешение от всех членов «рабочей группы».

Так получалось, что тот или иной союзник США в «рабочей группе» всегда оказывался против членства России как раз в тот момент, когда членство казалось уже завершенным делом. Если целью подобных мер являлся политический удар по бывшему президенту Владимиру Путину и его последователю Дмитрию Медведеву, авторы этой идеи просчитались.

Бывший глава проекта «TACIS» по вступлению России в ВТО Александр Флудас (Alexander Floudas) полагает, что общественное мнение по поводу вступления в эту организацию колеблется от нейтрального до негативного. Поэтому откладывание вступления России в ВТО не могло сказаться на популярности Владимира Путина во время президентских выборов 2004 года или на парламентских местах партии «Единая Россия» в 2003 и в 2007 годах.

Но западным партнерам России понадобилось слишком много времени для того, чтобы все это понять. Очевидно, что, в конце концов, Россия потеряла терпение. Круглый стол переговоров по увеличению роли международного сотрудничества и борьбе с протекционизмом, который проводился накануне участия России в рамках недавнего экономического форума в Санкт Петербурге, и который возглавлял всемирно известный корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Томас Фридман, дал интересную пищу для размышления по поводу этой проблемы.

Участники от России, такие как министр финансов Алексей Кудрин и главный представитель на переговорах о вступлении в ВТО Максим Медведков выразили свое недовольство — оно касалось не только отсрочки в 16 лет, но и недавно введенных ограничений на торговлю России с другими странами.

«В условиях международного кризиса мы чувствуем увеличение дискриминации», — заявил господин Медведков. «На протяжении последних девяти месяцев число дискриминирующих мер, направленных против России, увеличилось в пять раз по сравнению с предыдущим годом».

Кудрин добавил, что Россия является единственной крупной экономикой в мире, которая еще не вступила в ВТО, и что это не дает России вносить свою лепту в установление стабильности в международной торговле.

Отвечая на вопрос Томаса Фридмана о том, видит ли свое будущее Россия связанным исключительно с развитыми членами организации ОЭСР или со странами-экспортерами нефти организации ОПЕК, господин Кудрин отметил, что достижение членства в обеих организациях является одной из основных целей российской внешней политики — как подтверждается в заявлении премьер-министра Владимира Путина, сделанном во время недавнего визита в Финляндию.