Делягин: либеральные ценности не существуют вне коммунизма

Выступление председателя партии «Родина: здравый смысл (РЗС)» М.Г. Делягина на конференции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), посвященной 10-летию победы ПКРМ на выборах в 2001 году

(Выступлению предшествовали длительные аплодисменты собравшихся после представления М.Г.Делягина)

Спасибо. Знаете, есть такой жанр — некролог, вот, кажется, мы его с некоторым опережением сейчас и заслушали… (Смех).

Дорогие друзья, уважаемые товарищи, для меня большая честь стоять здесь и говорить с вами.

Большая честь, потому что Партия коммунистов Республики Молдова и сегодня, находясь в оппозиции, идет в авангарде всемирной и всеобщей борьбы за утверждение прав человека, за восстановление социальной справедливости, за возобновление общественного прогресса.

Разумеется, не потому, что 10 лет назад первой — и пока последней в Европе — пришла к власти, да еще и безупречно мирным путем. Напротив: ваше политическое лидерство — следствие вашего интеллектуального лидерства. Ведь политическая борьба лишь ведется кулаками и деньгами; победа же одерживается исключительно на поле идей.

Ваше интеллектуальное лидерство заключается в том, что вы первыми напомнили нам всем давно забытое нами: коммунизм — это прежде всего свобода, и свобода достижима на практике только в стремлении именно к коммунистическим идеалам.

И сегодня вы первыми напоминаете нам давно забытое нами: коммунизм — это модернизация, это прогресс, социальный и технологический, причем не приносимый сверху финансовыми воротилами или глобальными держателями технологий, а непосредственно осуществляемый самими народами, и иного прогресса в современном мире просто не бывает.

Стремясь к модернизации, вы — возможно, незаметно для самих себя — вступаете в лобовое столкновение с наиболее влиятельными, наиболее мощными силами отживающего мира. Именно поэтому перед референдумом, который вы победно сорвали, к вам приезжали министры и заместители министров иностранных дел 27 стран. Именно поэтому к вам приезжает вице-президент США Байден — потому, что, стремясь к модернизации, вы встаете поперек большой, глобальной дороги хозяевам сегодняшнего мира.

И они испытывают страх перестать быть хозяевами.

Ведь что происходит? — сегодняшний мировой кризис вызван загниванием глобальных монополий, которые тормозят технологический прогресс и пытаются решать свои проблемы за счет уже не только бедных, но и за счет среднего класса — и не только Латинской Америки и наших стран, но и развитых стран мира. И мы видим, что средний класс нищает не только в США, но уже и в Западной Европе.

А нищета — это и отказ от цивилизации.

Глобальные монополии сталкивают человечество в социальную архаику, в новое Средневековье, в мир новых господ и новых рабов, — и современные технологии оказываются лишь средством добиться того, чтобы рабы были довольны своим положением и не сознавали свое рабство.

Вокруг глобальных монополий сложился новый управляющий класс, называемый его апологетами «новыми кочевниками», который не связан прочно ни с одной страной, не имеет никаких обязательств ни перед каким народом, а часто и привязанностей ни к какому народу. К его услугам которого пятизвездочные охраняемые отели с одинаковым качеством сервиса на всех континентах. Его представители не отвечают ни перед одной страной, ни перед одним народом и рассматривают не только наши страны, но и все человечество, и даже американский народ как простую биомассу, подлежащую переработке в личные богатства и служащую средством самоутверждения.

Представители этого класса агрессивно враждебны любой особенности, культурной или национальной, и тем более не приемлют идеи суверенитета, самой мысли о том, что народы могут сами распоряжаться своей судьбой и своими богатствами.

Сегодня против этого восстал арабский мир — и не случайно в Бахрейне это случилось под портретами Че Гевары. (Бурные аплодисменты).

Против этого восстает Греция.

Приходит черед и фешенебельных стран Европы! (Аплодисменты)

И дело не в конкретных обстоятельствах Северной Африки, или Ближнего Востока, или Латинской Америки, где тоже наблюдается левый ренессанс.

Дело в ином: человечество не хочет становиться на четвереньки, на которые ставят его либеральные фашисты! (Аплодисменты).

И вы, сражаясь сегодня за само существование молдавского народа, находитесь в авангарде всемирной борьбы за человечность, за гуманизм, за социальный прогресс.

Извините за цинизм, но попасть в оппозицию в определенном смысле — если выстоите — полезно для долго правящей партии. Отсеивается балласт, уходят карьеристы, освобождается время для стратегического осмысления ситуации.

Вы омоложаетесь, учитесь, а либералы, как всегда и везде, разрушают страну, и вам предстоит вновь брать власть в ближайшие годы — иначе Молдавия вернется в 1991 год, а мы вновь забудем, что либеральные ценности — не ценности альянса лавочников с сутенерами (выступление прерывают смех и долгие бурные аплодисменты). Так вот, а истинные либеральные ценности, которые живут в сердце каждого человека, вне коммунизма попросту не существуют.

Идея, противостоящая вам сейчас, — бегство от проблем Молдавии в Европу, и далеко не только в Румынию, хотя в первую очередь в нее.

У слабых, усталых и глупых идея бегства популярна всегда.

Но важно понимать: Европа сильно изменилась — даже за последние 10 лет.

Сегодняшняя евроинтеграция, ведущаяся по правилам евробюрократии, носит откровенно колониальный характер. Экономика стран Восточной Европы подрывается, из них вывозятся в страны старой Европы все — от людей, в качестве обслуги, до финансов.

Простой пример: из вожделенной для ваших оппонентов Румынии за первые два года членства в Евросоюзе бежало от 20 до 30% экономически активного населения, — причем румынские власти целомудренно не уточняют этот показатель.

«Чешский Чубайс», реформатор Клаус заявил, что из его страны в рамках евроинтеграции выкачиваются деньги. И не только из его страны — в процессе евроинтеграции платежный баланс ухудшился во всех новых членах Евросоюза без исключения!

А небогатая Румыния вообще в первый год своего членства оказалась донором Евросоюза: ей было обещано грантов на 2,5 млрд.евро, да вот беда — евробюрократы не приложили должных усилий, чтобы получатели научились правильно оформлять бумаги, и Румыния смогла получить лишь 400 млн.евро на развитие рыболовства. А заплатила в бюджет Евросоюза — 1,1 млрд. евро! (Смех, возгласы).

Но главное не в этом: члены Евросоюза не могут экспортировать за его пределы больше, чем в другие страны Евросоюза. Это значит, что экспорт приходится искусственно ограничивать. В новых членах Евросоюза ликвидируются предприятия, конкурирующие с корпорациями старых, более развитых членов, а наиболее привлекательные активы скупаются — и их экономики переходят под контроль более развитых соседей.

Извините, что я привожу в пример Румынию: можно говорить и о других странах, но она просто ближе, — несколько лет назад в ней попытались разработать стратегию развития. И пришли к выводу, что разработать стратегию развития страны нельзя — ибо ключевые решения, определяющие судьбу ее экономики и ее граждан, принимаются за ее пределами, и руководство Румынии не имеет реальных возможностей повлиять на эти решения.

В современной Европе нет равноправия, — а значит, нет и европейских ценностей в том виде, в котором мы привыкли их понимать.

Например, такая ценность, как диалог: диалог с еврочиновником напоминает разговор с магнитофонной записью. Ведь Евросоюз объединяет 27 очень разных стран, и любое решение — плод многоуровневых и потому не поддающихся изменению компромиссов. В результате евробюрократ не может их корректировать — он может лишь их озвучивать, вот и весь диалог.

А поскольку компромисс достигается за счет отсутствующих, он очень часто достигается за счет нас — и за счет Молдавии в том числе.

А такая ценность, как доверие? По отношению к людям и странам второго с европейской точки зрения доверие отсутствует. Мне лично говорил один весьма влиятельный чиновник в Брюсселе: мол, мы в Евросоюзе не верим информации из Болгарии и Румынии.

Значит ли это, что Молдавии надо отказываться от евроинтеграции?

Нив коем случае. Отказываться от европейской ориентации из-за проблем современной Европы — значит жить по принципу «назло маме отморожу уши».

Интегрироваться с Европой надо, — но в интересах молдавского народа, а не в интересах альянса лавочников с сутенерами.

Посмотрите, какой парадокс: «проклятые тоталитарные коммунисты» приняли более 300 законов и нормативных актов по интеграции с Европой. А Альянс за европейскую интеграцию за полтора года своего правления — ни одного.

Мне объясняют: мол, они там все разгильдяи.

Может быть. Вполне возможно. Очень похоже на правду.

Но мне кажется, причина глубже.

Она заключается в том, что законы нужны только для интеграции, для взаимовыгодной интеграции. Для аншлюса, для поглощения — как у Гитлера с Австрией, как с вашей страной в 1922 году — никакие законы не нужны: достаточно голодной пасти с клыками. (Аплодисменты).

Так вот, евроинтеграция, которая нужна Молдавии, — не аншлюс. И переговоры об интеграции, которая обеспечит развитие и модернизацию, а не погром и деградацию, сложнее даже, чем переговоры с МВФ.

Вы думаете, вам трудно сейчас.

Ага.

Вам будет неизмеримо труднее, когда вы вернете власть и будете разгребать руины, — а либералы везде и всюду оставляют за собой руины, — и одновременно вести переговоры с Евросоюзом, который уже забыл, что это такое — вести переговоры, а не диктовать с зажмуренными от собственного величия глазами.

Но есть и еще одна проблема: вам предстоит вести свою борьбу с голой спиной.

Нормальную ответственную власть, нормальную честную политику удастся восстановить в России не ранее 2014 года, а скорее всего — еще позже.

И все эти годы вместо одной международной проблемы в лице Европы и пытающейся заслонить ее для вас собой Румынии у вас будет две международные проблемы.

Мне горько говорить это.

Но мы в России постараемся максимально сократить путь к оздоровлению нашего государства.

Мы постараемся как можно быстрее догнать вас — и тогда помочь вам уже не только словом. (Бурные, долгие аплодисменты).

Спасибо.