Катынь до Страсбурга доведет

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге приступил к рассмотрению исков родственников т. н. «жертв Катыни». Как сообщает Lenta.Ru, ссылаясь на польский сайт Thenews.pl, Страсбургский суд принял уже пятый иск «от родственников поляков, расстрелянных в Катыни в 1940 году».

В последнем случае истцом стала семья Йозефа Давды – офицера польской полиции, которого, по данным родственников, НКВД поместил в лагерь для военнопленных в Осташкове. А оттуда, по мнению родственников, его отправили на расстрел в Катынь. Родственники офицера обвиняют СССР (точнее, Россию как его правопреемницу) в причинении им моральных страданий. Конкретно же они обвиняют главного военного прокурора России Сергея Фридинского в том, что для выяснения обстоятельств гибели польских граждан (предположительно числом в 22 000 человек) в России не было приложено достаточно усилий. Правда, пока неясно, требуют ли родственники денежной компенсации.

А ведь о том, что все покаяния российских должностных лиц приведут именно к такому результату, КМ.RU предупреждал еще более года назад.

Напомним, что родственники поляков, якобы расстрелянных НКВД в Катыни, начали подавать иски в Страсбургский суд в 2008 году в связи с отказом российской стороны реабилитировать польских офицеров. В 2009 году военная коллегия Верховного суда признала законным прекращение следствия по этому делу, поскольку среди идентифицированных тел ни одно не принадлежало родственникам истцов. По словам судьи, к деяниям, совершенным в 1940 году, следует применять Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, в соответствии с которым срок давности для уголовных преступлений составлял 10 лет. Кроме того, судья подчеркнул, что следствие было прекращено также в связи со смертью лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

Нерешенным также остается вопрос квалификации совершенного преступления. Поляки требуют признать его геноцидом. А российская военная прокуратура настаивает, что о геноциде не может быть и речи, т. к. репрессии проводились не по национальному принципу, а по политическому или социальному.

Как известно, вопреки многочисленным предупреждениям, президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин выступили с публичным признанием ответственности «сталинского режима» за расстрел польских офицеров и полицейских. Кроме того, Польше торжественно передавались документы по данному делу. Тем не менее, даже несмотря на это, юридическая основа для ответственности России за «злодеяния в Катыни» выглядит весьма зыбко. Официально российская Главная военная прокуратура продолжает настаивать на ответственности в событиях в Катыни исключительно НКВД, «превысившего свои полномочия», при этом подтверждая даную версию пресловутой «запиской Берии» в Политбюро от 5 марта 1940 года, о сомнительности которой КМ.RU рассказывал уже не раз.

Хотя было же вполне здравое предложение – создать парламентскую комиссию, которая расследовала бы все обстоятельства, связанные с пресловутым Катынским делом, прежде чем выступать с официальными покаяниями. Но администрация президента отозвалась об этой идее неодобрительно, после чего ее отвергли почти все парламентские фракции, причем не только «Единая Россия» (что было вполне ожидаемо), но и «Справедливая Россия», и ЛДПР. Все чуть ли не хором заявили: мол, подобные расследования – не дело парламента. Вот при президенте создана комиссия по борьбе с фальсификацией истории, пусть она этим и занимается… Между тем эта столь помпезно созданная комиссия за все время своей работы сумела лишь «громко промолчать», когда господа Сванидзе (член этой комиссии, кстати) и Нухажиев устроили судилище над историками Вдовиным и Барсенковым. Впрочем, это – уже совсем другая история…

Между тем в конце января сего года Верховный суд РФ признал законным засекречивание материалов Катынского дела о расстреле польских офицеров в 1941 году. Таким образом, кассационная коллегия отклонила жалобу центра «Мемориал» на принятое ранее решение Мосгорсуда об отказе рассекретить материалы дела. Впрочем, тогда же стало известно, что в администрации президента РФ намерены продолжать работу по рассекречиванию материалов по Катынскому делу.

Отметим, что эта неразбериха также играет против России. С одной стороны, поляки все же получают материалы, которые они могут попытаться использовать для антироссийских обвинений. При этом они же могут продолжать обвинять Россию в утаивании материалов по Катынской трагедии.

«Ситуация для суда в Страсбурге – лучше не придумаешь, – прокомментировал для КМ.RU развитие дела заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. – Как раз этот суд призван бороться с волокитой, проявляемой судебными властями. И подобная неразбериха в его глазах однозначно свидетельствует в пользу истцов. В принципе, с юридической точки зрения даже неважно, покаялись ли Путин с Медведевым перед поляками и в чем именно. Хотя сам факт признания высшими лицами государства своей ответственности тоже сыграет для судей определенную роль.

Но тут, что очень важно, родственники этих пропавших поляков подают иски даже не на приговоры, вынесенные советскими судебными органами, или на постановления прокуратур. Они вчиняют иски именно за причиненные им моральные страдания – как за репрессии в отношении их родственников, так и за путаницу и волокиту с расследованием их иска по репрессиям. И тут российские позиции очень уязвимы. Пока, правда, таких исков – единицы, но если ЕСПЧ будет их требования удовлетворять, то количество исков будет расти, как снежный ком. Я как-то уже говорил, что в Польше число причисляющих себя к родственникам «жертв Катыни» составило уже порядка полумиллиона. И в большинстве своем они были бы очень не против получить с России материальное удовлетворение своих «моральных страданий».

Правда, надо оговорить, что речь идет об исках частных лиц. Само польское государство (вероятно, имея некоторые договоренности с Медведевым и Путиным) от материальных исков по адресу России пока воздерживается. Как раз на днях польский посол в Москве Войцех Зайончковский заявил: «Есть государства, которые пытаются выставить России финансовый счет. Мы этого никогда не делали, и делать не собираемся».

Звучит, конечно, благородно, если бы не любопытная оговорка. Мол, в Страсбургский суд по Катынскому делу подают отдельные граждане по собственной инициативе, но поскольку они – именно польские граждане, польское государство обязано оказывать им юридическую поддержку. О том, что эти иски вчиняются именно современному российскому государству, а не Берии, Молотову, Сталину или даже СССР 1940 года, пан Зайончковский тактично не упомянул.

Между тем у нас уже есть масса прецедентов, как этот суд решает дела, направленные против России. Уже приходилось отмечать, как ЕСПЧ защищает от российского правосудия негодяев, глумящихся над православием (и другими традиционными конфессиями тоже), разномастных сектантов и даже тривиальных взяточников. Особым попечительством у него также пользуются «бедные родственники» чеченских боевиков, ликвидированных как федеральными силами, так и местными кадыровскими формированиями. ЕСПЧ вынес в адрес России уже десятки приговоров о выплате им десятков миллионов евро.

Наиболее крупный иск против России со стороны аж 29 чеченских семейств ЕСПЧ удовлетворил в минувшем декабре. По данным истцов, в начале февраля 2000 года село Катыр-Юрт в Ачхой-Мартановском районе взяла под контроль группа боевиков, бежавших из Грозного, а с 4 по 7 февраля российские войска подвергли село с населением около 25 000 человек артобстрелу и бомбардировке, в результате чего погибли 24 человека.

По информации РИА «Новости», российские власти в ходе проведенного в 2002 году расследования пришли к выводу, что действия военных были оправданными. «После апелляции в марте 2006 года суд вернул дело в прокуратуру. По оценке прокуратуры, штурм стал ответом на сопротивление бандитов, «которые блокировали коридоры для спасения местных жителей и использовали людей как живой щит», отмечается в сообщении самого ЕСПЧ.

Однако Страсбургский суд в итоге решил, что хотя операция, задуманная российскими военными, имела законную цель, но проведена была без «должной заботы о жизни гражданского населения». А значит, Россия «не выполнила обязательств по защите права своих граждан на жизнь». По решению Страсбургского суда каждому из 29 истцов Россия должна выплатить штраф за причиненный моральный ущерб. Общая сумма составила €1,72 млн.

Можно представить, по аналогии с чеченским иском, какие же приговоры последуют по искам поляков, где к тому же виновность государства уже официально признана самими его руководителями. Не говоря уже о том, что поляки – полноправные европейцы, и уж им-то повышенное внимание ЕСПЧ гарантировано.

Так что даже если польское государство само не будет вчинять иск России, как обещают его должностные лица, количество исков со стороны всех «родственников жертв Катыни» может превысить любые государственные иски. Перефразируя известную советскую поговорку, «нам, полякам, все едино: что шесть рублей, что два трояк».