Натовские самолёты в российском небе

Ратифицировав 25 февраля российско-американское межправительственное соглашение об авиатранзите войск и военных грузов США в Афганистан через территорию Российской Федерации, Госдума сделала ещё один шаг по пути сближения России с НАТО. В начале пленарного заседания палаты коммунисты потребовали снять вопрос с рассмотрения. Это соглашение унижает национальное достоинство граждан России и подрывает безопасность нашей страны, заявили они.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ вопрос не был исключен из повестки дня, и при его обсуждении позиции парламентских фракций разделились: коммунисты и либерал-демократы выступили категорически против ратификации, «медведи» и эсеры — за. Аргументация «Справедливой России» сводилась к тому, что соглашение станет, дескать, инструментом давления, который Россия сможет использовать против США, а кроме того, подписанное 6 июля 2009 года, оно и без того уже почти полтора года действует в режиме временного применения. Если первое утверждение способно вызвать разве что снисходительную улыбку у наших заокеанских «друзей», то второе замечание вполне справедливо, и свидетельствует оно о полном пренебрежении высокопоставленных российских чинов, среди которых преобладают юристы, нормами права. По закону «О международных договорах Российской Федерации» ратификационный законопроект должен был быть внесен в Госдуму в шестимесячный срок, и на этот период допускалось временное применение соглашения. Но президент внёс законопроект лишь спустя почти полтора года после подписания документа. На это обратил внимание палаты член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Леонид Калашников.

Что касается цели самого договора, официальный представитель президента, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заметил: «Соглашение позволяет нам оказывать значительное влияние на работу с США и НАТО по афганской теме, способствует развитию отношений партнёрства с Североатлантическим альянсом и Соединёнными Штатами». Однако этот и другие звучавшие в ходе обсуждения вопроса дипломатические пассажи сторонников соглашения так и не прояснили, каким же образом оно учитывает интересы России. А вот выгоды американской стороны вполне очевидны. Союзническая подмога России нужна дядюшке Сэму не только для того, чтобы закрыть шестую часть своих потребностей по переброске в Афганистан вооружения, техники и военнослужащих, но и чтобы подтолкнуть Россию в сюзереновские объятия НАТО.

Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов в своей статье «НАТО — волк в овечьей шкуре», опубликованной в ряде оппозиционных газет в ноябре прошлого года, писал: «Западная общественность отторгает явно бесперспективную войну на Среднем Востоке, тем более что «благородные» цели «борьбы с международным терроризмом» стремительно тускнеют, а расходы и поток гробов из Афганистана столь же стремительно возрастают. Поэтому для лидеров НАТО крайне важно изобразить, что эта война пользуется широкой международной поддержкой. Это вообще излюбленная американская манера: перекладывать часть ответственности за свои колониальные авантюры на союзников. Так было в 50-х годах в Корее, так было в 60-х годах во Вьетнаме. Так происходит сейчас в Афганистане».

Соглашение лимитирует число транзитных полётов американских государственных воздушных судов в год четырьмя с половиной тысячами в одну сторону, но, помимо этого, может осуществляться неограниченное количество чартерных рейсов. К тому же небо России открыто теперь не только для США, но и для их союзников по НАТО. За время действия договора российский маршрут стал основным для американских солдат по переброске их в Афганистан — 115 тысяч военнослужащих США пересекли наше воздушное пространство.

Беспокоит и то, что Россия фактически лишена возможности осуществлять контроль над тем, что именно транспортируется через нашу территорию. Военный персонал, вооружение и техника могут перевозиться вообще без промежуточной посадки, что все полтора года и делалось. А грузы, перечень которых установлен отдельными нотами к соглашению, российская сторона вправе осматривать лишь в том случае, если есть основания полагать, что они не соответствуют заявленным в документах. При этом допускается осмотр груза лишь вне самолёта, а что там на борту — не нашего ума дело. Оговариваются в соглашении и случаи нераспространения юрисдикции России на военнослужащих США в период их пребывания на нашей территории.

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то воздушные суда США по данному соглашению освобождаются от аэронавигационных сборов, что засчитывается как вклад Российской Федерации в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. На возмещение этих расходов в российском бюджете заложено 190 миллионов рублей. И хотя до сих пор тратились значительно меньшие суммы, тем не менее резонен вопрос: чего ради россияне вообще должны оплачивать военные операции США?

Вмешательство Международных сил содействия безопасности не принесло мира афганскому народу. За 10 лет натовского присутствия в Афганистане страна превратилась в крупнейшую мировую нарколабораторию. По данным ООН, производство опиума с 2001 по 2007 год здесь выросло в 44 раза — со 185 до 8200 тонн. В Афганистане и Средней Азии появились натовские базы и контингенты, не только развязывающие руки американской военщине на Ближнем и Среднем Востоке, но и угрожающие безопасности России.

«Конечно, закрытие российской территории для американского транзита не остановит натовскую агрессию на Ближнем и Среднем Востоке, — подытожил Леонид Калашников. — Но Россия могла бы добиваться взаимных уступок со стороны альянса, например, подписания аналогичного соглашения о российском военном транзите в Калининградскую область, где находится главная база Балтийского флота, через территорию Литвы, являющейся членом блока НАТО. Однако российская дипломатия не предпринимает никаких усилий в этом направлении. Поэтому транзитное соглашение является со стороны России абсолютно односторонней уступкой и идет вразрез с интересами нашей страны».

Создаётся впечатление, что проблема обеспечения безопасности России имеет для руководства страны вообще третьестепенную важность. Почти на каждом пленарном заседании член фракции КПРФ, депутат от Новосибирской области Анатолий Локоть поднимает вопрос о необходимости немедленного проведения «правительственного часа» с участием вице-премьера Сергея Иванова, чтобы парламентарии могли напрямую спросить у чиновника: когда будет сформирован оборонный заказ на 2011 год? Сроки проведения этого «правительственного часа» переносились уже неоднократно. Теперь визит чиновника в Думу ожидается лишь в мае. Между тем предприятия оборонно-промышленного комплекса, до сих пор не получившие заказ, вынуждены останавливать конвейеры.

Так или иначе вопроса государственной безопасности касался и принятый Госдумой во втором чтении законопроект «Об электронной подписи». «По существу, электронная подпись будет основана на двух алгоритмах, разработанных американцами, — заметил Борис Кашин. — При рассмотрении законопроекта в первом чтении ставился вопрос о необходимости их сертификации Федеральной службой безопасности. Но те, кто в этом разбирается, были отстранены от принятия решений».