Собянин отключит «миграционный пылесос» Лужкова

Новый столичный градоначальник демонстрирует решимость отказаться от порочной практики своего предшественника, под «чутким руководством» которого Москва в течение почти двух десятилетий функционировала в режиме «миграционного пылесоса».

На одном из недавних заседаний московского правительства мэр Сергей Собянин озвучил установку, согласно которой рабочие места в городе нужно в приоритетном порядке отдавать жителям столицы и гражданам других регионов России и лишь в последнюю очередь «заезжим рабочим-гастролерам» из ближнего зарубежья. И, видимо, для того, чтобы не быть заподозренным в недостаточно толерантном отношении к «гостям столицы», московский мэр сделал акцент на фискально-финансовой подоплеке заявленного им «нового курса».

Как подчеркнул Собянин, значительная часть трудовых мигрантов – граждан иностранных государств попросту не получают легальную зарплату, а значит, не отчисляет взносы в страховые фонды. При этом без зазрения совести пользуются услугами тех же учреждений здравоохранения и социальной сферы, которые не оплачены ими. То есть лечатся за счет законопослушных москвичей. «Это создает колоссальное напряжение в социальной сфере, особенно в здравоохранении Москвы», — отметил столичный градоначальник, пояснив, что столичные поликлиники и больницы вынуждены принимать тяжелобольных мигрантов, не обеспеченных медицинскими страховками.

Еще одним следствием существования столицы в режиме «проходного двора» является ухудшение криминогенной обстановки. По словам Собянина, нелегальная миграция вносит отнюдь не скромный вклад в криминальную активность на территории города. В связи с этим мэр потребовал от правительства столицы совместно с правоохранительными органами снижать уровень незаконной трудовой миграции в Москве.

Казалось бы, новый мэр ничего особенного не сказал. Просто еще раз напомнил своим подчиненным о необходимости реализовывать единственно возможную адекватную стратегию на рынке труда – сначала по возможности обеспечить рабочими местами всех местных жителей, которые в этом нуждаются, а уж затем «все флаги в гости к нам». В принципе, статус руководителя важнейшего региона страны по определению не может предполагать иного алгоритма действий. Однако для москвичей, привыкших за долгий период лужковского правления к тому, что найти дворника, говорящего по-русски, в Первопрестольной стало сложнее, чем отыскать пресловутую иголку в стоге сена, подобные высказывания выглядят чуть ли не как сенсационные откровения. И хотя Юрий Михайлович в свое время также обещал обеспечить своим «дорогим москвичам» рабочие места в приоритетном порядке, реальное положение дел в столичном хозяйстве (особенно в стройкомплексе, в котором прибавочная стоимость вместе со сверхприбылью делалась в основном руками приезжих гастарбайтеров) не оставляло сомнений в популистском характере подобных уверений. Так что, наверное, и на этот раз не стоит торопиться «выписывать риторические авансы» новому мэру, а дождаться более наглядных признаков продвижения в указанном им направлении.

Своим отношением к «новому курсу» столичных властей на рынке труда поделилась депутат Мосгордумы Татьяна Портнова:

— Этот подход настолько здравый и адекватный, что, по-моему, даже не требует особо развернутой аргументации. Борьба с безработицей в Москве и по стране в целом должна быть одним из приоритетов политики не только федерального центра, но и властей субъектов Федерации. Проблема в том, что нужно не ограничиваться заявлениями, но и наконец начинать работать в данном направлении. Нужно спрашивать с физических лиц, организаций и органов власти, которые занимаются привлечением рабочей силы. Нужно не выдавать разрешения на привлечение тех же турок, молдаван и украинцев, а смотреть, почему к выполнению работ не привлекаются наши граждане.

Посмотрите: водители городского транспорта в основном у нас не москвичи. То же самое касается строительного комплекса, сферы ЖКХ. Непонятно, на каких основаниях привлекаются гастарбайтеры из зарубежья, а не наши собственные жители или представители других регионов. Выход один – не выдавать разрешений на использование иностранной рабочей силы там, где могут быть привлечены наши граждане.

Что касается внутренних приоритетов – привлекать жителей близлежащих регионов или тех же выходцев с Кавказа, о чем в последнее время идет большая полемика в нашем обществе, то я считаю так. Главный критерий должен быть один: городу нужны высококвалифицированные специалисты, если таковых нет на нашем собственном рынке труда. Если человек – профессионал, его следует привлекать, а если у него нет профессии и он будет просто слоняться по Москве, то извините. Конечно, жителей того же ближнего Подмосковья привлекать гораздо выгоднее, чем тех же выходцев с Кавказа. Их не надо перевозить, размещать. В конце концов, ведь приезжим надо и семьи свои как-то устраивать. С ближайшим Подмосковьем такой проблемы не существует. Здесь возможен и вахтенный метод работы, и более человеческий образ жизни, скажем так.

Среди сторонников привлечения рабочей силы из-за рубежа популярен тезис о том, что москвичи якобы не хотят работать на непрестижных работах. Это абсолютный миф. Просто людям надо нормально платить, и эти специальности сразу станут престижными.