Немцы поздравляют Горбачева с 80-летием

В Германии Михаила Горбачева любят, почитают и считают своим человеком. В сознание немцев бывший советский лидер прочно вошел как дальновидный политик, положительно изменивший их жизнь.

На протяжении последних двух десятилетий отношение жителей ФРГ к экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву не менялось. Немцы благодарны ему за падение Берлинской стены и объединение Германии. «Я сам родом из Восточной Германии. Горбачев сыграл в моей жизни большую роль. Если бы не он, то я вряд ли мог так свободно гулять по обе стороны Бранденбургских ворот», — говорит 23-летний Антонио, который владеет баром, расположенным в самом центре немецкой столицы.

«Он дал надежду»

При упоминании имени Михаила Горбачева 40-летняя воспитательница Мари расплывается в улыбке и вспоминает ноябрь 1989 года, когда пала Берлинская стена. «Горби одним из первых отреагировал на политические изменения в Европе. Он дал нам надежду», — считает Мари. До объединения Германии она жила на Западе, но после воссоединения переехала в Берлин, где живет до сих пор. «Благодаря его энергии изменилась наша жизнь, своей либеральной политикой он разрушил стену», — убеждена Мари.

Профессор университета Михаэль родом из восточного Берлина и хорошо помнит судьбоносный визит своего советского тезки в столицу бывшей ГДР в 1989 году. Тогда царила настоящая «горбимания», все были в восторге от советского политика новой формации, вспоминает он. «Горбачев был провидцем. Он преследовал четкую цель и оставался верным своим убеждениям, чего не скажешь о сегодняшних политиках, которые чересчур прагматичны, — говорит он. — А когда Горби понял, что дальше для него пути нет, он не стал всеми силами цепляться за власть, а ушел из политики». Даже спустя 20 лет после ухода Горбачева из власти Михаэль не перестает восхищаться бывшим советским лидером, называя его своим кумиром.

Взаимная любовь

Смелый, харизматичный, дальновидный, умный — так характеризуют Горбачева многие немцы. Перестройка, гласность, единая Германия — такие ассоциации приходят им на ум при упоминании имени первого и последнего президента СССР.

Популярен Михаил Горбачев не только в народе, любим он и у политиков. И эта любовь — взаимна. За несколько дней до своего дня рождения Горбачев прилетел в Берлин, в город, который он уже не раз называл «своим». В честь 80-летия отца перестройки столичный музей The Kennedy открыл в своих стенах масштабную выставку фотографий из личной жизни Горбачева — подарок почетному юбиляру ко дню рождения от Германии.

На торжественную церемонию открытия экспозиции пришла канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel). «А вы помните, каким был Рональд Рейган?»- осторожно спросила она Горбачева по-русски, разглядывая фотографию с изображением американского и советского лидера. «Сложным, но честным», — прямо ответил экс-президент. Именно Рейган в 1987 году во время своего визита в Берлин обратился к тогдашнему генсеку КПСС с призывом: «Мистер Горбачев, разрушьте эту стену!» Два года спустя этот призыв стал реальностью.

В своей торжественной речи, произнесенной в музее The Kennedy, канцлер ФРГ отметила вклад личности Михаила Горбачева в мировую историю и мирную революцию в ГДР. «Когда вы пришли в Кремль, то говорили на другом языке, чем те политики, которые были там до вас, — сказала она. — Мы же реалисты и понимаем, что без СССР любое стремление к свободе в бывшей ГДР было бы задушено». Меркель призналась, что Михаил Горбачев изменил ее жизнь. Экс-президент ответил: «Как-то я в шутку сказал, а теперь хочу сказать серьезно: смотрите, какого канцлера я подготовил для Германии». В зале раздались бурные овации.

В Германии любим, в России – недооценен

О такой популярности на своей родине Михаил Горбачев даже не мечтает. Имя бывшего генсека КПСС у многих россиян до сих пор вызывает неоднозначные эмоции. С его именем в России связывают развал СССР, социальную незащищенность, нищету. Те, кто благодарен Горбачеву за «ветер перемен», свободу и крушение тоталитаризма, и спустя 20 лет после его ухода из власти остаются в меньшинстве.

По мнению искусствоведа Яна Эггерта (Jan Eggert), сложно понять отношение россиян к Михаилу Горбачеву, «если ты сам не вырос в СССР». Ему кажется, что у немцев — эмоциональное отношение к Горбачеву, у русских — рациональное. «После объединения Германии смогли воссоединиться многие немецкие семьи, россияне же разочарованы потерей былой мощи СССР. Когда немцы думают о Горбачеве, они руководствуются сердцем, а русские — разумом», — предполагает он.

Тележурналиста Михеля Гайсмайера (Michel Gaißmayer) не удивляет, что россиянам сложно оценить результаты перестройки. По его словам, в России скептически относятся к Горбачеву, потому что там до сих пор нет настоящей демократии, власть и народ разделены пропастью, социальная и экономическая справедливость отсутствует. «Недавно сам Михаил Горбачев обвинил Владимира Путина и Дмитрия Медведева в том, что они слишком высокомерно правят страной и далеки от народа, — говорит он. — Ведь целью гласности и перестройки была демократизация. Эта цель в России до сих пор не достигнута, хотя после развала СССР прошло уже 20 лет».

Последний и, одновременно, первый свободно избранный премьер-министр ГДР Лотар де Мезьер (Lothar de Maiziere) считает, что многие россияне несправедливо обвиняют своего бывшего лидера в хаосе 90-х годов. По его мнению, Горбачев заслуживает уважения за мужество и решительность, с которыми он менял советскую систему и проводил политику, которая положила конец «холодной войне». «По сути, Горбачева в России обвиняют в том, что он стремился преодолеть. Многие забыли, что «холодная война» требовала от страны огромных ресурсов, а экономика Советского Союза работала на пределе своих возможностей», — отметил де Мезьер.

Сам Михаил Горбачев, по собственному признанию, не теряет веры в то, что в будущем и политическая, и экономическая жизнь в России наладится и, возможно, тогда не только немцам, но и всем россиянам станет ясно, в чем был смысл его перемен. Лауреат Нобелевской премии мира и в свои 80 лет не перестает мечтать о том, что Россия станет «открытым, спокойным, устроенным, уверенным государством». «Страна ведь красивая. Люди — потрясающие. Они все равно сделают Россию такой. Не сразу, но сделают».