Апология Ксенофонта, или заметки о модернизации России

Россия переживает очередной период турбулентности.

Постоянное перечисление наших настоящих и будущих бед, как и мифотворчество о светлом будущем, навязли в ушах до такой степени, что на эти вопли и сопли никто не обращает особого внимания. Так – уже привычный общий фон. Истерить и рассказывать сказки о светлом либерально-организованном будущем, судя по тому какие высокие умы и золотые перья этим заняты, занятия возможно и почтенные, но абсолютно бесперспективные.

Проблема не в том, что бы написать новый вариант «Города Солнца», а в осмысленном формировании нового качества российской жизни. Как это сделать? Нам говорят: надо заниматься инновациями. Какими? Поскольку у нас нет почти никаких, то напрашивается ответ: всеми и всякими. Бывает же такое: не было ни гроша, и вдруг – алтын!

Дело не только в несомненной для меня авантюрности замысла, отражающего известный принцип: «Разработай то — не знаю что, внедри туда – не знаю куда». Дело в соотношении замаха и удара: что инновационный порыв растопыренной ладонью решит проблемы России? Для того, что бы попытаться ответить на этот вопрос зададимся другим: сколько граждан России реально «заденет» проект в Сколково и все, что с ним будет связано, в ближайшие десять-пятнадцать лет? Я думаю, что если к этому проекту прикоснется один процент населения России, то это будет не просто очень хорошим показателем, а показателем отличным.

А остальные? Что остальные? Они будут исполнять ту же самую роль, которую сегодня играет провинция, глядя на Москву: сглатывать слюни.

В свое время Ксенофонт в «Peri poron» предлагал афинянам для выхода из кризиса развивать добычу серебра. И нам, в современной России необходим свой совершенно конкретный хозяйственный проект. Почему глобальный хозяйственный проект нужен России? Начнем с того, что наличие проекта позволит придать процессу модернизации определенную степень упорядоченности: сформируется объективная основа для определения приоритетов, выбора вариантов развития.

Второе. Проект может создать синергетический эффект. Его реализация объединит усилия и новаторов, и трудовой массы. Все, что сегодня известно народу о модернизации, сводится к набору страшилок про неминуемое загнивание при отказе от инновационного пути развития. Проект может продемонстрировать основной массе россиян их частные выгоды от его реализации, ответить на вопрос: в чем состоит их простой житейский интерес в планируемом обновлении страны.

Третье. Для страны модернизация в рамках единого общенационального проекта — один из немногих шансов создать основу для объединения в едином русле пока еще разрозненных усилий по созданию промышленной базы, соответствующей современным требованиям. Глобальный проект позволит реанимировать деятельность проектных институтов, конкретизирует потребность в строительстве новых источников энергии, развитии технологической базы, наращивании производства новых видов материалов, обеспечит заказ науке и высшей школе.

В истории нашей страны был пример некого подобия проведения глобальной модернизации на базе реализации глобального проекта: я имею в виду строительство транспортного коридора связавшего Запад и Восток – Транссиба. Сегодня, возможно, к этой идее следует вернуться на качественно новой научно-технологической основе.