Недостаточный потенциал РФ тормозит развитие демократии

Стране нужно новое качество политического строя

– В распоряжение редакции «Независимой газеты» поступила итоговая резолюция заседания Клуба политического действия «4 ноября», проходившего 9 февраля 2011 года по теме «Обсуждение Доклада Институт общественного проектирования «Оппозиции нашего времени» и перспективы политического развития России». Политический доклад Института общественного проектирования «Оппозиции нашего времени» ставит в повестку дня вопрос о необходимости усиления государства.

Представленный Клубу «4 ноября» Политический доклад Института общественного проектирования «Оппозиции нашего времени» ставит в повестку дня вопрос о необходимости усиления государства. Это, казалось бы, решенный в прошлом десятилетии вопрос. На самом же деле, как видно из исследования, и ощущается многими помимо него, достигнутая дееспособность государства намного ниже необходимой для зрелой политической системы.

Недостаточный потенциал государства тормозит развитие демократии. Именно так, а не наоборот. Нам действительно нужно новое качество демократии. Но сама по себе, упрощенно понимаемая, демократизация несет большие риски дестабилизации и снижения дееспособности государства, вплоть до его разрушения (вариант «перестройки-2»). Те, кто заинтересован в развитии демократии, должны сегодня укреплять государство, стремясь одновременно к усилению демократических институтов.

Сила государства означает его способность проводить в жизнь решения, принятые главой государства, парламентом и правительством. Без такой дееспособности государства любые, сколь угодно демократически принятые законы и программы не могут начать работать. И мы видим, что многие важнейшие решения, принятые за последние несколько лет и даже ранее, реализованы далеко не в полной мере.

Высокая дееспособность необходима государству для исполнения своих важнейших функций. Прежде всего, государство несет ответственность за обеспечение личной безопасности граждан, а также за обеспечение безопасности их деятельности, в том числе в сфере бизнеса – при безусловной монополии государства на применение насилия. Другие его важнейшие задачи: борьба с социальными болезнями – наркоманией, алкоголизмом и другими, обеспечение высокого уровня образования, социализация молодежи.

Для роста дееспособности государства решающее значение имеет развитие партийно-политической системы, прежде всего активизация и повышение влияния одного из наиболее важных сегодня демократических институтов – партии «Единая Россия».

Клуб «4 ноября» считает предпочтительным для партии «Единая Россия» следующий комплекс мер, ведущих к достижению нового качества собственно партии, а с учетом ее сегодняшнего места в политической системе России – к повышению дееспособности государства и к новому качеству демократии:

Продолжительная несменяемость должностных лиц региональных администраций и правоохранительных органов почти автоматически ведет к соблазнам установления коррупционного контроля над бизнесом, к подпаданию чиновников под влияние лоббистских групп, рейдеров и прямого криминала. Это ведет к формированию фактически теневых негосударственных центров влияния и власти, устроенных по противоречащему государственным интересам коррупционному принципу патрон-клиентских взаимоотношений. Как бы ни был хорош сам по себе тот или иной чиновник, многолетнее пребывание на одном месте неблагоприятно сказывается на его деятельности.

Следует разработать принципы межрегиональной ротации кадров исполнительной власти, вплоть до вице-губернаторов, и в особенности – сотрудников правоохранительных органов. Срок пребывания на одном месте, как правило, не должен превышать пяти лет, и лишь в исключительных случаях время пребывания в должности может продлеваться, но не более чем до двух сроков.

Во всех регионах, где партия «Единая Россия» имеет большинство в законодательном собрании, ее фракция должна добиваться решающего влияния на формирование регионального правительства, выдвигать туда представителей партии, утверждать состав региональных кабинетов. Казалось бы, какая разница, сам губернатор, чаще всего член «Единой России», назначает министров или ему их предлагает партийная фракция? Но разница есть, поскольку фракция является другим, действующим самостоятельно, наряду с губернатором, политическим субъектом, поэтому ее участие в формировании регионального правительства существенным образом повышает демократичность процедуры. Кроме того, партия является представителем широких народных интересов, имеет свое видение региональной политики и хорошо знакома с кадровым потенциалом региона.

При этом фракция большинства в ЗАКС может предлагать губернатору на выбор по нескольку кандидатур на каждый из постов в правительстве субъекта Федерации.

Определенное влияние на состав регионального правительства должны, если они этого желают, иметь и оппозиционные партии, с учетом размера их фракций в законодательном собрании.

Исключительно важно, что партийное влияние приведет к более широкому и открытому принятию ключевых кадровых решений, что, в свою очередь, должно привести к снижению коррупции.

Наряду с этим необходимо использовать в полной мере недавно введенный механизм отчетности исполнительной власти региона перед региональным парламентом. При этом следует обращать особое внимание на то, в какой мере политика исполнительной власти соответствует предвыборной программе регионального отделения партии, получившей большинство в ЗАКСе. В целом такая отчетность является мощным средством политического дисциплинирования исполнительной власти региона.

Клуб активно поддерживает появление института первичных выборов (праймериз) как эффективного средства демократизации партийной жизни, благодаря которому появляется возможность влияния партийных масс на формирование избирательных списков. При этом уже на этапе подготовки выборов происходит вовлечение избирателей –– не членов партии, в ее деятельность, за счет освещения процедуры и результатов первичных выборов в средствах массовой информации.

Необходимо и дальше добиваться минимизации бюрократических механизмов формирования партийных списков на региональных и местных выборах посредством проведения процедур, предусмотренных уставом и законодательством.

Подавляющее большинство российских региональных СМИ принадлежит государственным органам власти. Какая-либо осмысленная, равноправная дискуссия по поводу проблем регионов почти нигде невозможна. Следует законодательно запретить органам власти выступать учредителями и владеть средствами массовой информации, поддержав соответствующее предложение Президента Медведева в его послании Федеральному собранию. При этом мы предлагаем перейти к новой форме управления СМИ – общественной. Учредителем в этом случае является состоящий из авторитетных в регионе людей общественный совет (в форме НКО), который назначает главного редактора, директора и контролирует исполнение бюджета. Финансироваться общественные СМИ должны, как и сейчас, из бюджета региона, находясь при этом под общественным управлением и контролем. Такая форма управления существует во многих странах Европы, их опыт должен быть изучен и внедрен в России.

Необходимо также существенным образом изменить подход со стороны госинститутов к критике, которая содержится в публикациях средств массовой информации. Свобода слова, в том числе свобода средств массовой информации, должна сопровождаться не только часто упоминаемой ответственностью самих СМИ, но и, несомненно, ответственностью органов и организаций за решение вопросов, которые справедливо поднимаются прессой.

Ведущие политики «Единой России» крайне редко дают интервью, проводят открытые брифинги и пресс-конференции, выступают со статьями. То же самое, за очень редкими исключениями, касается членов Правительства РФ и представителей Администрации Президента. Наличие сайтов у партии и других организаций совершенно не решает эту проблему. Дежурные сухие комментарии официального характера не привлекают думающего читателя, пользователя, зрителя. Нельзя полагаться только на государственное телевидение и официальную прессу. Ведущим деятелям партии нужно активно, при этом откровенно и убедительно присутствовать во всех независимых СМИ, и в массовых, и в тех, к которым обращается политизированная часть аудитории.

При этом политический актив в каждой партийной организации должен включать определенное количество людей, постоянно выполняющих публичные функции –– как в работе со СМИ, так и непосредственно во встречах с самыми разными аудиториями. Количество таких людей в каждой партийной организации должно постепенно увеличиваться. Партия работает сегодня в более конкурентной среде, эффективность публичной деятельности – необходимое условие сохранения и укрепления ее политических позиций.

Средний класс – это тот слой, который должен доминировать в развитой стране. Но в российском обществе его доля сегодня не превышает 20-25%. Оказалось, что емкость нашей страны для среднего класса ограничена именно этим уровнем, дальше ему расти просто некуда: нет надлежащих рабочих мест, современные сектора экономики не растут, мало качественного образования, пространство за пределами мегаполисов и крупных областных центров остается слабо развитым. Наша экономика может дать более или менее достойную жизнь только 30 миллионам человек, остальные – лишние. А раз так, не будет расти не только число людей, ведущих качественно новый образ жизни, но и население России как таковое, в то время как коренное исправление демографической ситуации стало одной из главных задач государства. Поэтому переход к политике развития производительных сил – переход, который мы считаем необходимым – это важнейшая политическая задача.

В российском контексте термин «модернизация» совершенно уместен в отношении огромной части промышленных отраслей. Нам требуется практически новая индустриализация, другими словами, реиндустриализация, опирающаяся на развитие инновационного сектора. Проект инновационного центра в Сколкове чрезвычайно важен – и как собственно технологический центр, и как политический проект, открывающий новые горизонты. Одна из главных целей реиндустриализации – широкое распространение производительных сил по всей территории страны. Без этого страна останется неоднородно развитой в экономическом отношении, а значит, и в социальном, и в политическом.

Остро актуальной остается проблема снятия административных барьеров, накладывающих на бизнес коррупционную нагрузку, намного затягивающих, а в ряде случаев делающих просто невозможной реализацию инвестиционных проектов. Несмотря на все ранее предпринятые меры, сегодня нужен детальный анализ законодательства в этой области. Снятие административных барьеров не только поможет бизнесу, оно намного усилит дееспособность государства в части его способности реализовать государственные программы модернизации экономики страны.

Стремление более или менее сбалансировать государственный бюджет в условиях мировой экономической нестабильности толкает на сокращение статей, нацеленных на экономическое развитие, например, в части строительства инфраструктуры. Следует подчеркнуть, что разумные госинвестиции в развитие инфраструктуры не увеличивают, а уменьшают инфляцию, и кроме того, создают рабочие места и генерируют экономический рост.

Таким образом, сложившаяся в последнее время тенденция на превращение государственного бюджета в бюджет огромного собеса, хотя и удерживает контроль над системой, объективно тормозит экономическое развитие. Сказанное не означает невнимания к социальным вопросам. Однако социальное развитие может происходить только на основе экономического развития.

Забрезжила опасность возникновения порочного круга, когда необходимость выполнить все возрастающие социальные обязательства заставляет нас сокращать государственные инвестиции в производственную и финансовую сферы, что тормозит экономический рост – и возможности расширения социальной деятельности сокращаются. Дополнительным фактором торможения экономического роста могут стать растущие налоги на производственный сектор.

Разорвать этот втягивающий российское хозяйство в стагнацию порочный круг можно радикально – переходом к политике бюджетного дефицита.