Питер Семнеби о Грузии

Парламентские выборы 2012 г. и президентские выборы в 2013 г. будут иметь «решающее значение» для грузинской демократии, заявил специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби.

«Очень важно, чтобы избирательное законодательство было бы согласовано заранее, до выборов, чтобы оно само не стало частью предвыборной кампании. Грузия нуждается в формировании четких и стабильных правил игры политической конкуренции между партиями», — сказал Семнеби.

В статусе специального представителя ЕС это был последний визит в Грузию шведского дипломата, так как его мандат на своем посту, который он занимает с 2006 года, истекает 28 февраля.

Судьба этой должности вновь не определена, так как мандат специальных представителей в новой дипломатической структуре Евросоюза пока не определен до конца.

Семнеби, деятельность которого на этом посту совпала с несколькими политическими кризисами внутри Грузии и с августовской войной 2008 г., заявил, что для Грузии это «был очень сложный период».

«Но я думаю, что Грузия сейчас стала намного лучше по многим причинам, чем она была во время моего назначения на эту должность (в 2006 г.), и этому, наряду с другими факторами, способствовал и тот новый этап, на который мы перешли в отношениях между Грузией и ЕС в виде начала переговоров по ассоциированному соглашению», — заявил он.

«Я возлагаю большие надежды на то, что Грузия серьезно отнесется к этим переговорам (по ассоциированному соглашению) и отнесется к ним с большим вниманием, как этого заслуживают эти переговоры, так как именно посредством близких отношений с ЕС Грузия может завоевать те наилучшие гарантии, которые нужны ее суверенитету и безопасности», — заявил Семнеби.

Семнеби, который несколько раз выполнял роль фасилитатора между властями Грузии и оппозицией во время внутренней политической напряженности в 2007-2009 гг., заявил, что эти события «в конечном итоге оказали здоровое влияние над политическим дискурсом». По его словам, после того, как Грузия успешно справилась со сложной политической обстановки того времени, ситуация в Грузии стала «намного» здоровее.

«Доминантная роль правящей партии»

Питер Семнеби заявил, что доминантная роль правящей партии возлагает большую ответственность на властей.

«Необходимо, чтобы нынешняя правящая партия предусмотрела, как и насколько относится с ответственностью к той излишней доминантной роли, которой обладает сейчас – конституционное большинство в парламенте и контроль над всеми сакребуло (муниципальное собрание) – чтобы оставить кислород и для альтернативных политических соображений», — заявил он.

Питер Семнеби сказал, что в Грузии с этой точки зрения «довольно неординарная ситуация», так как одна политическая сила занимает «очень, очень, крайне сильную позицию», и «это возлагает большую долю ответственности на эту политическую силу, которая выполняет доминантную роль такого типа».

Региональная роль Грузии и Россия

Питер Семнеби заявил, что во многих делах Грузия достигла прогресса больше, чем другие страны региона.

«Важно учитывать, что для международных партнеров Грузия важна в региональном контексте, а не только как отдельно взятая страна, и поэтому необходимо, чтобы Грузия внесла свой вклад в стабильности в регионе», — заявил он.

«Это также охватывает и отношения с Россией, где мы должны найти путь – партнеры Грузии желают и, я думаю, могут помочь в этом вопросе – чтобы эти отношения улучшились таким образом, чтобы не был нужен компромисс по жизненным интересам. Необходимо, чтобы в этих отношениях произошли качественные изменения», — заявил он.

«Если говорить реалистично, на урегулирование всех вопросов, связанных с конфликтом, нужно время, а до того, важно и необходимо, чтобы отношения между Грузией и Россией улучшились и развивались несмотря на то, что фундаментальные расхождения вновь останутся», — отметил Семнеби.

По его словам, кроме гуманитарных вопросов существует «множество практических вопросов», которые необходимо урегулировать, в том числе и вопросы, связанные с торговлей.

«Если между Россией и Грузией отношения будут развиваться в широком понимании, возможно – я говорю «возможно», так как этого может и не быть – чтобы также улучшились условия для решения тех очень сложных политических вопросов, которые все еще существуют между двумя странами», — заявил он.

«Политика вовлеченности» с Цхинвали и Сухуми

Питер Семнеби, который участвовал в разработке подходов ЕС к сепаратистским регионам Грузии, которые предусматривают «вовлеченность без признания», заявил, что ЕС имеет «намного шире и намного интенсивнее» отношения с Сухуми, чем с Цхинвали.

По его словам, он проводил детальные дискуссии в Тбилиси и Сухуми по поводу того, где больше возможностей для сотрудничества и «я бы сказал, что сфера здравоохранения это то, что дает существенные возможности для дальнейшей вовлеченности».

Семнеби заявил, что многие аспекты подхода Тбилиси к сепаратистским регионам аналогичны подходам ЕС.

«Мы приветствовали инициативу правительства Грузии, в частности же план действий», — заявил Семнеби. Он имел в виду документ, который был принят правительством Грузии и который определяет шаги, необходимые для достижения целей, содержащихся в государственной стратегии Грузии в отношении оккупированных территорий.

«Мы считаем, что он (План действий по вовлеченности) охватывает очень много интересных намерений, которые явно совпадают с приоритетами и взглядами ЕС… Мы готовы внести свой вклад в поддержку тех частей грузинского плана, которые соответствуют нашей политике и убеждениям», — заявил Семнеби.

По его словам, Грузия нуждается в международных партнерах, чтобы между сторонами было восстановлено доверие. «Также необходимо, чтобы Грузия обладала бы доверием своих международных партнеров в этих усилиях», — добавил Семнеби.

На вопрос, почему избегает он применения термина «оккупированные территории» в отношении Абхазии и Южной Осетии, Семнеби заявил: «прикрепление ярлыков тут не является самым важным вопросом».

«Факт, что у нас имеется конфликтная ситуация, которая должна быть урегулирована таким образом, чтобы обеспечить достижение конкретных целей. Мы должны акцентировать внимание на таких задачах, которые помогут в восстановлении контактов вдоль линий конфронтации, мы должны присмотреть за гуманитарными вопросами, в том числе и за вопросом выполнения августовского и сентябрьского соглашений 2008 года», — заявил он.