Избавление от «тяжеловесов»

15 июля президент России принял досрочную отставку главы Башкирии Муртазы Рахимова. Исполняющим обязанности главы республики назначен Рустэм Хамитов. Руководство «Единой России» представило Медведеву список из четырех кандидатов, способных, по мнению правящей партии, занять вакантное место. В этом списке четыре кандидатуры – сенатор Рудик Искужин, мэр Уфы Павел Качкаев, председатель Национального банка РБ Рустэм Марданов и и.о. главы республики Рустэм Хамитов.

Внеочередная сессия Госсобрания республики, в ходе которой была утверждена выбранная Дмитрием Медведевым кандидатура состоялась 19 июля и «смена караула» в Уфе прошла без особых проблем.

Многие эксперты заранее предположили, что новым главой республики станет Хамитов. Бывший министр РБ по чрезвычайным ситуациям, федеральный инспектор по Башкирии и топ-менеджер «РусГидро» уже успел продемонстрировать свою открытость для прессы, пообщавшись с аккредитованными в республике журналистами. Он дал понять, что чувствует себя в Уфе как дома, показав свое свободное владение не только башкирским, но и татарским языком. Именно его кандидатура и была в конечном итоге одобрена президентом России.

76-летний Рахимов, руководивший республикой с 1993 года, по праву считался одним из «политических тяжеловесов». Его подчас резкие заявления и неоднозначные поступки не раз становились предметом острой критики как со стороны оппонентов в Уфе, так и в Москве. Достаточно вспомнить хотя бы громкий скандал с бывшим главой администрации президента РБ Радием Хабировым, вынужденным искать спасения от гнева бывшего руководителя в Москве, или историю с Александром Арининым, который безуспешно соперничал с Рахимовым в ту пору, когда глав регионов еще не назначали, а выбирали. Компроматы на башкирского лидера регулярно появлялись в различных федеральных СМИ, однако до последнего времени Рахимову удавалось эффективно решать возникающие проблемы – в том числе и посредством искусного шантажа Москвы призраком этнического сепаратизма.

Несомненно, в трудные 90-е годы Рахимов сделал немало для стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации в Башкортостане с его пестрым этноконфессиональным составом. Как известно, по численности населения башкиры занимают в республике всего лишь третье место, уступая не только русским, но и татарам, и бывшего президента регулярно обвиняли в стремлении всеми правдами и неправдами исправить это досадное недоразумение, выведя башкир, если не на первое, то хотя бы на второе место. Критические публикации об этнической политике Рахимова в некоторых московских СМИ появились незадолго до его отставки, что вряд было простым совпадением. «Последней каплей» стал июньский «курултай башкирского народа», на котором звучали лозунги откровенно националистического характера. Кстати говоря, в ходе этого мероприятия Рахимов выступил с достаточно оригинальной идеей относительно обеспечения преемственности власти, предложив согражданам выразить свое положительное или отрицательное отношение к практике назначения на высший пост в республике так называемых «варягов», под которыми, очевидно, подразумевались, прежде всего, ставленники Москвы (включая и «московских башкир»). Очевидно, не была забыта и история, связанная с незаконной приватизацией предприятий местного ТЭКа, в связи с которой упоминался сын Рахимова Урал.

Бывшего президента Башкирии обвиняли и в «антитатаризме». Искусственное противопоставление башкир остальным народам республики на протяжении многих лет ни для кого не являлось секретом.

Однако рискнем предположить, что смена башкирского лидера связана всё же с несколько иными обстоятельствами.

Обратим внимание: с начала текущего года в России сменились главы десятка регионов, в том числе несколько президентов национальных республик. Очевидно, что Рахимов далеко не последний. Поговаривают, что следующими будет президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов и глава Мордовии Николай Меркушкин. Да и мэр Москвы Юрий Лужков уже не может чувствовать себя столь же уверенно, как ранее. Можно согласиться с доцентом кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ Алексеем Титковым, который полагает, что «для Медведева очень важно показать, что он держит свое президентское слово и старается выдерживать заявленный принцип «не больше трех сроков» во главе региона. Такая политика имеет символическое значение для федерального центра и для Медведева, который демонстрирует, что он на этом участке действительно влиятельный политик и может действовать так, как ему нужно. После этого следует обычный политический торг».Кадровое обновление глав российских регионов в последние месяцы имеет совершенно очевидную тенденцию: на смену амбициозным политикам наподобие Шаймиева и Рахимова с их высказываниями по вопросам, значение которых выходит далеко за рамки возглавляемых ими регионов (например, об опасности демонтажа российского федерализма), приходят так называемые «эффективные менеджеры», которых вряд ли будет интересовать

что-то кроме сугубо экономических проблем. Об этом свидетельствует и назначение нового главы Татарстана, и список претендентов на пост преемника Рахимова, среди которых таких «менеджеров» также более чем достаточно. Логика подобных решений представляется достаточно прозрачной: в 2011 году предстоят очередные выборы в Государственную Думу, а в 2012 году – выборы президента России. Очевидно, что страна подойдет к очередному электоральному циклу в крайне непростых социально-экономических условиях. Несмотря на бодрые заявления о выходе из кризиса, вторая его волна отнюдь не исключена. Более того, скажем, проблема изношенности инфраструктуры и острой нехватки финансовых средств может негативно сказаться на популярности правящей партии, и здесь, действительно, политики типа Рахимова, позволявшие себе критические выпады в адрес «Единой России», совсем не ко двору.

По словам директора Института политики и государственного права Виталия Иванова, «до федеральных выборов остается еще достаточно много времени, есть время, чтобы новые губернаторы успели переформатировать под себя регионы и не ударить в грязь лицом на федеральной кампании». Иными словами, необходима демонстрация экономических успехов в целях достижения приемлемых результатов на выборах в Госдуму.

Конечно, губернаторский корпус нуждается в обновлении, может быть даже радикальном, однако это обновление не должно быть выборочным – скандалы ведь сотрясают не только Башкирию, но и многие другие регионы. Вопрос заключается и в том, насколько удачной окажется ставка на «эффективных менеджеров», эффективность многих из которых проявляется зачастую лишь в периоды щедрого финансирования со стороны федерального центра и относительной внутриполитической стабильности. Сумеют ли они хотя бы подойти к решению острых социально-экономических, а в ряде случаев – межэтнических и межконфессиональных проблем, пребывающих ныне в латентном состоянии, но сохраняющих немалый конфликтогенный потенциал? И будет ли перед ними поставлена задача по демонтажу элементов этнократии, которые последовательно внедрялись и продолжают внедряться в практику государственного управления, причем отнюдь не только в Башкирии? От ответа на эти вопросы во многом зависит будущее России как экономически успешного многонационального государства.