Корабельный состав ЧФ РФ: мифы и реальность

13 мая исполнилась 227-я годовщина создания Черноморского флота. После подписания и ратификации «харьковских соглашений» в России, на самых различных уровнях — высшего военно-политического руководства РФ, экспертной (чаще – «околоэкспертной») среды, и российского политического бомонда (увы, от какой-либо «экспертизы» в абсолютном большинстве случаев вообще весьма и весьма далекого) начали воодушевленно рассказывать о небывалых перспективах ЧФ РФ, являющегося «гарантом безопасности» не только для России, но и для Украины.

Ажиотаж, понятно, тут же передался и самому флоту. Ведь теперь, судя по заявлениям российских адмиралов, из перспективы превратиться в военно-исторический музей под открытым небом, ЧФ РФ может существенно пополниться новыми боевыми кораблями чуть ли не завтра.

Понятно, сразу возник вопрос: а кто мешал России не смотреть, как ЧФ РФ медленно, но неуклонно превращается в груду ржавого металлолома, а обновлять корабельный состав все эти годы? Ответ тут же нашелся: ну как же, это мешала делать украинская власть! (Очевидно, речь идет о периоде с 1997 года). Мол, соглашениями 1997 года введение в состав флота новых кораблей было возможно лишь с одобрения украинского руководства, которое после ряда инцидентов всячески этому противилось, а потому Черноморский флот и начал усиленно деградировать. Но, мол, теперь, когда на обозримую перспективу будущее флота прояснилось, российское руководство просто обязано доказать всем, насколько важен России современный Черноморский флот, — как хваленый, широко рекламируемый по малейшему поводу, а то и без оного „гарант безопасности”, а не инструмент политического влияния на Украину. А значит – позаботиться об его обновлении.

Эти постулаты тут же самозабвенно поддержали и наши давние «друзья России». Например, по совершенно непонятным причинам считающий себя великим экспертом в военных вопросах народный депутат Украины от фракции Партии регионов Вадим Колесниченко тут же поставил задачу Кремлю: провести срочную модернизацию Черноморского флота. “До сих пор обновлять военную технику россиянам на украинской территории не позволяли, — отметил Колесниченко. — При согласии сторон делается модернизация флота, поэтому мы дадим им теперь такую возможность. Это вопрос протоколов и межправительственных договоренностей — это уже не так важно. Политик отметил, что Россия не тратила деньги на строительство кораблей, потому что не была понятна судьба базы в Севастополе.

Отговорка, прямо скажем, неубедительная. Ведь, насколько известно, Россия никогда не заявляла, что ЧФ РФ может существовать только в Севастополе, и после его вывода с территории Украины флот затопят и на том история Черноморского флота закончится. А потому все нынешние причины, почему РФ не обновляла свой флот прошедшие годы, придуманы, конечно же, задним числом. Да так, чтобы еще раз подчеркнуть, какая прошлая украинская власть была нехорошая, и какой чудесной и замечательной является власть нынешняя.

Но факт остается фактом: с подписанием «харьковских соглашений» вовсю стали раздаваться обещания обновить ЧФ РФ в обозримой перспективе. Так, например, и вчера по случаю 227-й годовщины ЧФ РФ временно исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом Российской Федерации вице-адмирал Сергей Меняйло заявил, что в Севастополь скоро поступят новые корабли. Отвечая на вопрос журналистов «Когда мы увидим в Севастополе новые корабли?», он сказал: «Я думаю, вы увидите их скоро». При этом он опроверг слухи о том, что на ЧФ в Севастополь поступят не новые корабли, а старые – с Северного флота. «Не верьте слухам. Я вам со всей ответственностью говорю: старого не будет, будет новое. Корабли для Черноморского флота уже заложены, нужно время, чтобы их построить, но скоро вы их увидите. Перспективы есть, и они довольно радужные», — сообщил С.Меняйло.

В свою очередь, командующий ЧФ вице-адмирал Александр Клецков заявил, что «сейчас прорабатываются планы не только перевооружения флота, поставок новых кораблей, оружия, но и, что немаловажно, обустройства черноморцев в Севастополе, других гарнизонах Крыма». По вопросу обустройства черноморцев мы остановимся ниже, а пока взглянем на перспективы обновления боевого состава флота.

Итак, насколько же соответствуют все нынешние заявления о «радужных перспективах» в плане обновления корабельного состава ЧФ РФ конкретным, официально утвержденным военно-техническим планам России?

Заметим при этом, что, в отличие от украинских «экспертов» а-ля Колисниченко, расписывающихся за Москву, в самой России не додумались спихивать деградацию ЧФ РФ на нехорошую бывшую украинскую власть, не дающую обновлять корабельный состав. И до этого (т.е. при «оранжевой» власти в Украине) со стороны России, особенно в связи с развертыванием в Европе американской системы ПРО, неоднократно звучали заявления о том, что корабельный состав флота будет усилен новыми субмаринами, фрегатами и корветами.

Для того чтобы разобраться, чем собираются пополнять ЧФ, необходимо взглянуть на российскую Государственную программу развития вооружений на 2007—2015 годы (ГПВ-2015).

Согласно документу, в боевой состав ВМФ планируется ввести:

2 многоцелевые атомные подводные лодки;

4 дизельные подводные лодки;

12 боевых надводных кораблей;

5 боевых катеров различных проектов.

Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2015 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А. Всего для ВМФ запланирована поставка 31 корабля, включая ПЛАРБ. Что же из этого добра может перепасть Черноморскому флоту?

Пока для нужд российского ВМФ строится 2 подводных лодки проекта 677. Из строящихся субмарин, однозначно можно утверждать, что в Севастополь поступит дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Севастополь». Сдача флоту анонсирована на 2015 год. Существует теоретическая возможность, что подводная лодка «Кронштадт» этого же проекта, при экстренном изменении существующих планов перевооружения, также будет введена в состав ЧФ. Хотя более вероятной выглядит ее плановая передача, анонсированная на 2013 год, Северному флоту.

Головная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» 8 мая этого года вошла в состав Балтийского флота. Согласно сообщениям, с 2016 года планируется введение по одной субмарине этого класса в год в состав ВМФ – всего 8 подводных лодок.

Таким образом, исходя из расчета 4-х флотов, ЧФ может перепасть, в лучшем случае, 2 субмарины после 2016 года (может, и после 2020 г).

Что касается кораблей, то сейчас для ВМФ строится фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — заложен 1 февраля 2006 года, сдача Балтийскому флоту анонсирована на 2011 год. Также на Северной верфи в ноябре 2009 года был заложен еще один фрегат этого проекта — «Адмирал Флота Касатонов» — введение в состав флота запланировано на 2012 год. Возможно, что последний и передадут Черноморскому флоту.

Заметим, что при нынешнем военно-политическом раскладе, когда Россия обозначила для себя потенциального противника в лице НАТО, содержание на Черном море кораблей класса «фрегат» для РФ представляется не шибко осмысленным. Их ждет неминуемая участь флагмана ЧФ крейсера «Москва» (видео здесь) — эффектно смотреться на парадах, впечатляя гражданское население, только и всего. Поскольку при контроле Турцией как члена НАТО выхода из Черного моря, а равно членстве в Альянсе и других стран Черноморского региона – Румынии и Болгарии – именно НАТО будет влиять на применение этих кораблей по назначению. Иначе их можно применять только фактически в прибрежной зоне, для чего фрегаты, понятно, не предназначены.

Из кораблей ближней морской зоны для нужд ВМФ РФ сейчас ведется строительство 3-х корветов проекта 20380. 27 февраля 2008 года в состав Балтийского флота вошел головной корабль этого проекта — «Стерегущий». В конце марта этого года корвет «Сообразительный» был спущен на воду – уже никак не войдет в состав Черноморского флота. Еще два из строящихся корветов планируется ввести в состав Балтийского флота:

корвет «Бойкий» — спуск на воду в 2011 году;

корвет «Стойкий» — спуск на воду в 2012 году.

Последний из строящихся корветов этого проекта — «Совершенный» должен быть спущен на воду в 2012 году. Он войдет в состав Тихоокеанского флота.

В общей сложности ВМФ анонсировал заказ до 20 подобных кораблей. Опять, исходя из расчета 4-х флотов, ЧФ может рассчитывать на 5 кораблей этого проекта. Но к тому времени доверчивые слушатели нынешних обещаний «радужных перспектив» командования ЧФ из числа молодежи, скорее всего, состарятся.

Большой десантный корабль проекта 11771 «Вице-адмирал Иван Грен» строится для Балтийского флота – сдача анонсирована на 2012 год. Еще для нужд ВМФ строится 2 малых артиллерийских корабля проект 21630 «Буян» (сдача – на 2010 год), сторожевой корабль проект11661К «Дагестан» — для Каспийской флотилии, 1 малый десантный корабль и 1 десантный катер.

К этому добавим, что в феврале 2008 года в состав ЧФ был включен десантный катер «Серна», а в январе 2009 года – морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин».

Судя по ГПВ-2015, это и есть тот боевой набор кораблей, которым планируется пополнить российский ВМФ до 2015 года. То есть, из всего приведенного выше списка для нужд ЧФ за пять лет, в лучшем случае, попадет 2 подводных лодки, один фрегат, два корвета. И ЭТО ВСЕ.

Как видим, при всем нынешнем небывалом оптимизме российских политиков и чиновников и некоторых их коллег в Украине, как и задекларированных «радужных перспективах», которыми так увлечено нынче российское флотское командование, питать особых иллюзий по поводу якобы грядущего очень скоро существенного усиления боевого состава ЧФ РФ, увы, не приходится. По крайней мере, до 2015 года они так и останутся красивыми сказками. А после 2015 года, как видим, если что и светит – то лишь очень «фрагментарное» пополнение ЧФ РФ, которое очень и очень трудно назвать коренным переоснащением флота.

Но при этом не стоит забывать о том, что существуют не только планы обновления (как видим, не особо впечатляющие) корабельного состава, но и вывода из состава флота тех единиц, ресурс эксплуатации которых давно истек.

Так, на 2010-2011 годы запланировано списание большого противолодочного корабля (бпк) «Очаков» (видео здесь) — в составе флота с 1974 года.

К 2015 году будет списан бпк «Сметливый», который находится в строю с 1969 года, и бпк «Керчь», находящийся на службе с 1974 года.

К 2015 году в составе флота могут остаться сторожевые корабли «Ладный» ( в строю с 1980 года) и «Пытливый» ( в строю с 1981 года), 400 дивизион противолодочных кораблей (средний возраст 26 лет) в полном составе, 41-я бригада ракетных катеров (средний возраст 24 года) и 295-й Сулинский дивизион ракетных катеров (средний возраст 22 года).

Из семи больших десантных кораблей, базирующихся в Севастополе, два, «Орск» (1968 года) и «Саратов» (1966 года), с большой вероятностью могут быть списаны. Возраст остальных десантников на данный момент варьируется от 20 до 35лет.

Также из состава ЧФ будет выведена одна из двух субмарин — подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий».

Начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров подтвердил, что существуют серьезные планы по модернизации Черноморского флота в рамках программы, рассчитанной до 2020 года. «Это серьезная программа модернизации ЧФ по всем направлениям – и по судам, и по подлодкам, и по авиации», – сказал он.

В свете этих перспектив также очень забавно выглядит сообщение источников Независимой газеты о возможности использования Объекта 825 ГТС (или К-825) — подземной базы подводных лодок в Балаклаве (ныне — музей) для нужд ЧФ.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов.

Хотя субмарины проекта 677 по своим габаритам сравнимы с лодками проектов 613 и 633, необходимо помнить, что вся Балаклавская бухта давным-давно выкуплена и находится в частной собственности. Так что надо иметь огромное желание и такое же количество денежных знаков, дабы воссоздать там базу для целых 3-х подводных лодок. А с другой стороны, то количество субмарин, которое строится и планируется передать ЧФ, вполне может поместиться и в Южной бухте Севастополя.

Возвращаясь к вопросу обустройства черноморцев, то здесь флотскому руководству, а лучше – прокуратуре, необходимо обратить особое внимание на порядок распределения служебного жилья для военнослужащих ЧФ РФ. В этом болезненном для многих вопросе уже укоренилась своя система тарифов и откатов за получение квартир не по потребностям, а по степени волосатости рук и готовности выложить несколько «кусков зеленых» за гарантированное государством жилье. Что касается инфраструктуры вообще, то черноморцам пока остается ждать заключений рабочей группы Минобороны РФ, которая в течение двух месяцев должна дать оценку состояния военной базы ЧФ в Севастополе.