Перспективы третьего российско-германского союза

«В истории периодически происходят большие и зачастую очень неожиданные перемены, и поэтому нельзя будущее автоматически выводить из сегодняшнего состояния» (Генрих Дауб)

«Нам достаточно того факта, что Россия, лишившаяся своего верховного германского слоя, уже тем самым перестала иметь какое бы то ни было значение как возможный союзник немецкой нации в освободительной борьбе… На целый период времени для Германии возможны только два союзника в Европе: Англия и Италия» (Адольф Гитлер, 1925)

«Россия является незаменимым партнером для Германии и Европейского союза» (Франк-Вальтер Штайнмайер, 2009)

«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть» (Отто фон Бисмарк)

5 июля 2010 года первая нитка газопровода Nord Stream выведена на берег Балтийского моря в районе германского города Лубмин близ Грайфсвальда. Известный аналитик Уильям Энгдаль заявил, что Лубмин стал «геополитическим центром Европы и России». От Лубмина, который будет передаточной станцией, трубопровод OPAL пойдет 470 километров по Саксонии к чешской границе. Другие западные маршруты трубопроводов будет поставлять российский газ через существующий трубопровод в Голландию, Францию и Великобританию, значительно увеличивая энергетические связи между Россией и ЕС.

Признаем, что 5 июля 2010 год — это знаковая дата в истории геополитики. Энгдаль в 2006 году акцентировал внимание на следующем: «Министр иностранных дел Польши неоконсерватор Радослав Сикорский, близкий союзник Вашингтона, сравнил консорциум Nord Stream с советско-германским пактом в 1939 года. После распада Советского Союза политика Вашингтона состоит в поддержке Польши в роли разделяющего клина, чтобы заблокировать наращивание российско-немецкого экономического и политического сотрудничества. В эти действия входит и решение о станции американской системы противоракетной обороны, а ныне ракет «Пэтриот» в Польше, нацеленных на Россию». Запуск Nord Stream устраняет «клин» между Россией и Германией, и не только в формате Польши. А ряд аналитиков обозначили новую реальность, как третий российско-германский союз.

Немецкий аналитик Генрих Дауб отметил: «В истории периодически происходят большие и зачастую очень неожиданные перемены, и поэтому нельзя будущее автоматически выводить из сегодняшнего состояния. Кто, например, в 1912 году (указанные выше данные относятся именно к этому времени) мог предположить, что упорядоченный и, казалось бы, незыблемый уклад кайзеровской Германии спустя два года погибнет в страшной, бессмысленной войне? Или кто из нас ещё в 80-е годы мог предсказать распад Советского Союза и те перемены в мире, которые произошли уже в следующем десятилетии? Многие ли предвидели, хотя бы за месяц до этого, что в России произойдёт павловская денежная реформа, которая в одночасье лишит миллионы людей денег, накопленных трудом всей их жизни?» И с данной позицией необходимо согласиться.

В работе «Новая геополитическая реальность: сетевые и континуальные межгосударственные союзы» было высказано предположение, что «Строительство «Северного потока» по дну Балтийского моря может заложить основу российско-германского сетевого межгосударственного союза». Будет так или нет, покажет ближайшее будущее. Сегодня можно констатировать, что сближение России с Германией вызывает озабоченность и в США, и в Европе. Для нас важно проанализировать новую реальность, а также формализовать и объективизировать прецеденты трансформации Германии из союзника России в ее врага. Это позволит нам выявить перспективы третьего российско-германского союза

Контуры новой реальности

В 2007 году украинский русофоб В.Филин презентовал следующее видение: «Проект «Северный поток», как и «Южный поток», — это тот же пакт Молотова — Рибентроппа в современном варианте — пакт Путина-Шредера. Экономически оба проекта бессмысленно дорогостоящие, цель у них одна — обойти буферные транзитные государства — Прибалтику, Польшу, Украину, Румынию, Беларусь». Сегодня «Северный поток» уже реальность. К каким изменениям привела реализация этого «бессмысленно дорогого» проекта?

Экспортная мощность газотранспортной системы «Газпрома» в западной направлении 203.5 млрд.куб.м (в год):

· Украинский транзит — 143.5 млрд.куб.м

· Белорусский транзит — 35 млрд.куб.м:

· Турецкий транзит — 16 млрд.куб.м

· Поставки в Латвию — 2 млрд.куб.м

· Поставки в Финляндию — 7 млрд.куб.м

Что дает России запуск Nord Stream? «Сейчас Европа потребляет 500 миллиардов кубометров газа (в год), а к 2015 году ей понадобится дополнительно еще 200 миллиардов. При этом «Северный поток» сможет обеспечить транспортировку 55 миллиардов кубометров», — отметил бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Шредер подчеркнул: «Эти цифры очень ясно демонстрируют, что газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря, не имеет цели соперничать с существующими маршрутами транспортировки энергоресурсов через Украину или страны Балтии». Но является очевидным, что при выходе «Северного потока» на проектную мощность Беларусь теряет даже теоретическую возможность влиять на России при помощи «газового рубильника». Выгоды для России, да и для Германии, очевидны.

Неизбежность дальнейших изменений

В ходе состоявшегося в конце 2009 года визита в Москву глава МИД Германии Гидо Вестервелле заявил, что Германия хочет стать для России стратегическим партнером «без всяких «если» и «но». Это больше, чем быть просто хорошим торговым и экономическим партнером. По его словам, такие отношения пойдут на благо народов обеих стран. Данное заявление вызвало озабоченность в Вашингтоне. Stratfor пишет: «За почти 65 лет дипломатии, последовавшие за поражением Третьего рейха, ключевой стратегией США в Европе было предотвращение появления единоличной, мощной политической сущности, способной заблокировать интересы США в регионе. Германия 2009 года показывает США первые признаки такой сущности»‘.

Джордж Фридман в «Stratfor» выделил следующие базовые общенациональные цели немцев: «Экономический кризис в Европе заставил немцев, а также остальных, пересмотреть свою базовую стратегию. С момента завершения Второй мировой войны Германия всегда преследовала две основные общенациональные цели. Первая заключается в поддержании тесных взаимоотношений с французами, а также с остальной Европой, чтобы устранить угрозу войны. Германия с 1870 года трижды вела войны с Францией, и ее основной целью стало не начать еще одну. Вторая цель — благосостояние. Германия помнит о днях Великой депрессии и стремится не допустить милитаризма, в связи с чем у нее появилась навязчивая идея — экономическое развитие и создание общества, сосредоточенного на процветании. Она посчитала, что создание интегрированной экономической структуры в Европе служит достижению обеих целей, поскольку такой альянс помог создать нерушимые отношения Германии с Францией, сформировав в то же время торговый блок, обеспечивающий процветание и рост. Однако события, произошедшие после финансового кризиса 2008 года, поколебали доверие Германии к Евросоюзу как к инструменту процветания. До 2008 года Европа переживала период огромного благосостояния, в который Западная Германия смогла одновременно воссоединиться с Восточной Германией и обеспечивать свое долговременное развитие. Европейский союз казался магическим станком, который автоматически производит благосостояние и политическую стабильность в придачу».

Фридман отметил: «После 2008 года эти представления претерпели изменения, и чувство незащищенности усилилось с началом кризиса в Греции и в средиземноморских странах-членах ЕС. Немцы обнаружили, что во имя спасения евро и европейской экономики им придется согласиться с греческой расточительностью и взять на себя расходы. Это не только вызвало значительное сопротивление в рядах немецкого общества, но и привело к появлению вопросов в правительстве Германии. Цель Евросоюза заключалась в обеспечении благосостояния Германии. А если будущее Европы заключается в том, что Германия будет служить для нее подпоркой — иными словами, если богатства и материальные блага будут перетекать из Германии в Европу — то доводы в пользу европейской интеграции ослабевают».

Действительно, 18 июня 2010 года на страницах авторитетнейшей немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) четверо именитых экономистов — глава мюнхенского экономического института Ifo Ханс-Вернер Зинн, глава Института Макса Планка по изучению общественных благ Мартин Хелльвег, председатель экспертного экономического совета федерального правительства Германии Вольфганг Франц, а также оксфордский профессор Клеменс Фюст — обратились к правительству ФРГ с открытым письмом. В нем они в самых резких выражениях потребовали пересмотреть подход к европейской экономической политике. По мнению экономистов, корнем проблем еврозоны стал доступ периферийных экономик к дешевым кредитам, оказавшийся возможным после их перехода на евро.

В письме акцентировалось внимание на «новых правилах игры» и перспективе банкротств суверенных государств: «Мы — убежденные европейцы и приветствуем дальнейшую интеграцию Евросоюза. Но мы твердо убеждены, что европейская модель потерпит неудачу, если мы не сможем повысить личную ответственность стран Европы, — написали экономисты в своем письме. — В ходе спасения европейскими странами Греции и, возможно, других европейских стран от банкротства была отменена норма Маастрихтского договора, запрещающая бейл-аут. До того момента, как пакеты помощи закончат свое действие, политики должны выработать работающую концепцию будущих фискально-политических правил для Европы. Эта концепция должна содержать два элемента: более жесткие политические ограничения долгов и прежде всего процедуру банкротства для государств. Процедура банкротства служит не только борьбе с будущими кризисами. Она способствует тому, чтобы государства-члены держали под контролем свою задолженность, а игроки финансовых рынков проявляли большую осторожность… Немецкое население не станет и дальше терпеть безграничную поддержку других стран. Режим, обязывающий Германию нести на себе долги других государств, закладывает взрывчатку под евро, если не под саму европейскую интеграцию».

Фридман предположил: «Немцы, конечно же, не готовы отказаться от европейской интеграции, которая дала Германии 65 мирных лет. В то же время, немцы готовы подумать о корректировке той системы, в которой действует и живет Европа, особенно в плане экономики. Европа, в которой немецкое благополучие ставится под угрозу из-за бюджетной практики Греции, определенно нуждается в корректировке».

Фридман также акцентировал внимание на следующем: «Россия обеспечивает поставку в Германию почти 40 процентов потребляемого в этой стране газа. Без российских энергоресурсов немецкая экономика окажется в беде. В то же время, России нужны технологии и специальные знания для развития своей экономики и ликвидации примитивного статуса экспортера сырья. Более того, в Германии уже есть тысячи предприятий, инвестирующих средства в России. И наконец, население Германии сокращается, и может сократиться до такого уровня, когда будет уже невозможно обеспечивать функционирование экономики страны. Германия не хочет увеличивать число иммигрантов, опасаясь социальной нестабильности. В России население также сокращается, но там все же есть его избыток по сравнению с экономическими потребностями страны, и такая ситуация будет сохраняться довольно долго. Немецкие инвестиции в России позволяют Германии получать необходимую рабочую силу, не прибегая при этом к иммиграции, а просто перенося производственные мощности на восток».

Германия против России

Российские германофобы чаще всего приводят следующие события, которые, по их мнению, убедительно демонстрируют антироссийскую сущность немцев:

1756 — 1763 годы — Семилетняя война. Русские наголову разбили армию прусского короля Фридриха II и в первый раз вошли в Берлин. Плоды победы в этой войне утрачены из-за восшествия на престол германофила Петра III.

1853 — 1856 годы — Пруссия и Австрия поддерживают антирусскую коалицию в составе Англии, Франции и Турции, и угрожают России войной.

1878 год — Берлинский конгресс по итогам русско-турецкой войны 1877 — 78 годов. На нем германская делегация во главе с Бисмарком заняла антирусскую позицию, и плоды победы России были значительно урезаны.

1914 — 1918 годы — Первая мировая война

1941 — 1945 годы — Вторая мировая война

Последние два события не нуждаются в каких-либо комментариях, кроме отдельного пояснения, касающегося германской истории.

Отдельные интеллектуалы идут дальше, начиная историю германо-российских войн в Грюнвальдской битвы. Но данный месседж находится ниже уровня критики. Вместе с тем, для естественных опасений в России есть достаточно оснований.

Естественные опасения Россия

Не только история являет предостережения для России. Книга известного дипломата Ю.Квицинского «Россия-Германия. Воспоминания о будущем». Ю.Квицинский завершается четырнадцатью тезисами, характеризующими российско-германские отношения. Приведем ключевые тезисы:

«8. Надежды на превращение Германии в некий самостоятельный силовой полюс в мировой политике (в той или иной комбинации с другими странами ЕС) в настоящий момент скорее преждевременны. Поглощенная поеданием останков Российской Империи (СССР), она не желает отвлекаться и упускать свою часть добычи. Обострение же противоречий с США и, возможно, другими странами НАТО из-за чрезмерного сближения с Россией было бы чревато для немцев серьезными издержками и, кроме того, не диктуется пока жесткой необходимостью. Намного выгоднее и доходнее продвигаться на Восток в общей толпе западных крестоносцев.

9. Понимая опасность усиления Германии и встревоженные первыми признаками расхождений между США и Европой, западные союзники ФРГ по своей старой привычке пытаются канализировать возрастающую мощь немцев, направляя их на восток и юго-восток Европы. По сути дела, единство западного союза оплачивается за счет совместного оттеснения России на Восток и раскрытия ее природных кладовых для освоения и эксплуатации Западом. Пока эта линия будет успешной, надеяться на дифференциацию между Германией и ее нынешними союзниками, между Европой и США не приходится.

10. Цели восточной политики Германии получили свое наиболее полное и циничное отражение в 1918 году в Брестском договоре и «Дополнительном договоре» к нему, а затем в 1941 году в плане «Барбаросса» и «Генеральном плане «Ост»». После коллапса Советского Союза объединившейся Германии удалось реализовать эти цели в объеме Брестского договора (или даже несколько большем объеме) с позиций младшего партнера США и не прибегая на сей раз к войне и применению силы. Ее генеральная линия в отношении России состоит в том, чтобы при поддержке США и других западных союзников закрепиться на новых позициях, зацементировать и сделать необратимыми происшедшие перемены.

11. Важнейшим фактором, облегчающим Германии решение этих задач является приход в России к власти сил, которые отказываются от борьбы за восстановление позиций Российской Империи и Советского Союза как великих держав, смирились с крушением и расчленением нашего народа и тысячелетнего государства, и по существу проводят политику содействия закреплению этих невыгодных и унизительных для России сдвигов. Германия вместе со своими союзниками заинтересована в поддержке этих сил и как государство, традиционно ориентирующееся на экспансию в восточном направлении и укрепление своего потенциала и мощи за счет наших ресурсов, придает особое значение развитию дружественных связей именно с нынешним новым руководством России и его поддержке.

12. Подобное положение, однако, носит временный и неустойчивый характер. Прошедшие горькую школу Версаля и Потсдама немцы не могут в глубине души не сознавать этого. Однако они, скорее всего, окажут сопротивление неизбежным со временем переменам. Германия может явиться существенным тормозом выходу России из нынешнего «послебрестского» периода ее истории, с чем необходимо считаться при выстраивании отношений с ней.

13. Восточная политика Германии, а в более широком смысле и ее внешняя политика в целом, всегда были функцией мощи или немощи России. К сильной России Германия приспособлялась и иногда действовала с ней заодно, на слабую Россию она нападала и грабила ее. Нет никаких оснований полагать, что в будущем это будет иначе. Поэтому решение вопросов наших отношений с Германией лежит, прежде всего, на путях решения наших внутренних проблем. Если встанем с колен, то будет один рисунок игры, не встанем — так будет другой и отнюдь для нас не радостный.

14. Разборки с Германией и борьба за Германию будут и дальше оставаться одним из важнейших направлений российской внешней политики. Германия будет в силу объективных причин для нас желательным партнером, но в то же время и постоянной латентной угрозой для наших интересов. Смысл российской политики в отношении Германии по большому счету должен состоять в том, чтобы иметь такую Германию, которая была бы достаточно сильной, чтобы создавать противовес другим державам Запада, и достаточно слабой, чтобы не представлять прямой угрозы России и зависеть в достижении своих целей от России и ее поддержки».

Данный трезвый взгляд на российско-германские отношения позволяет объективно анализировать отношения России и Германии.