Как стать успешной правой партией?

Занимая жесткую позицию против иммиграции и проводя провокационные кампании, «Швейцарская народная партия» (SVP) стала одной из самых успешных ультраправых партий в Европе. На федеральных октябрьских выборах SVP, похоже, снова повторит свой успех.

На протяжении десятилетий SVP не воспринимали серьезно в швейцарской политике, при этом на выборах она получала не более одного из десяти голосов. Однако с начала 90х годов ее популярность резко возросла, а число голосов удвоилось за 12 лет. На федеральных выборах 1995 года партия получила 14.5% голосов, а к 2007 году поддержка избирателей выросла до 28.9%.

«SVP стала самой сильной и стабильной ультраправой партией в Европе», — говорит Георг Луц, из Швейцарского центра социальных наук в Лозанне.

Сегодня SVP сильна как никогда. Последние опросы, опубликованные 9 сентября, показывают, что она опережает всех своих оппонентов и пользуется поддержкой 28% избирателей. Партия социалистов получает 20.5%, свободные демократы — 15.6%, христианские демократы — 14.5% и зеленые лишь 9.5%.

Луц говорит, что SVP затрагивает те же темы, что и другие схожие партии в Европе: «Глобализация, открытость, расширение Евросоюза, а также растущее число иммигрантов рассматриваются как культурная угроза швейцарской идентичности». SVP взяла на вооружение тему иммиграции и постоянно говорит об этом, но только в разных вариациях: преступность среди иностранцев, минареты, бурка и другое. Четкая и недвусмысленная идея помогла партии занять свою нишу за последние 15 лет. Частично это реализовывалось через систему народных инициатив — референдумов, проводимых на основе общественных петиций. Среди недавних таких нашумевших инициатив были референдумы по запрету минаретов и автоматической депортации преступников-иностранцев, проводимые по инициативе SVP.

Постоянное присутствие в СМИ

Делу SVP безмерно содействует доминирование партии в швейцарском информационном пространстве. Согласно исследованию, проведенному Институтом политических исследований при Университете в Берне, название SVP присутствует в одной трети из 8 000 онлайн заголовков. Политолог Марк Бюльман, проводивший исследование, пришел к выводу, что успех SVP в СМИ в значительной степени связан с провокационностью ее заявлений. Даже при негативном освещении в прессе, SVP получает нужное ей внимание аудитории, — говорится в отчете. «Если Вы спросите журналиста в Берне, пресс-конференцию какой партии он хотел бы посетить, то ответ будет — SVP, потому что там веселее», — утверждает Луц. «Причина в том, что они идут на провокации и они сужают свои послания до самых основных элементов и воплощают их в легко запоминающихся фразах».

Непрекращающиеся кампании

Успех SVP также объясняется ее активностью. «Вероятно, это была первая партия, которая отказалась от привычки начинать избирательную кампанию за три месяца до выборов и перешла к стратегическому и постоянному ведению кампаний», — говорит Луц. Миллионы долларов, выделенные SVP, также помогли распространению взглядов Кристофа Блохера, вице-президента партии.

На выборах 1991 и 1995 годов SVP смогла забрать большую часть голосов, которые ранее принадлежали небольшим ультраправым партиям. Сегодня, эти маленькие политические организации практически исчезли.

Для того, чтобы стать доминирующей ультраправой партией в швейцарских институтах власти, необходимо было мобилизовать рядовых членов партии. Теперь SVP имеет больше членов, чем какая либо другая партия. «У них хорошо получается организовывать, они систематично открывают новые региональные подразделения и их ведущие активисты каждую неделю посещают местные мероприятия, чтобы поговорить с людьми», — отмечает Луц.

«То, что они делают — это поразительно», — добавил он.

И если верить прогнозам, то в обозримом будущем успех не оставит SVP, к ужасу многих иммигрантов и более центристских партий.