Украина отказались от советской конфедерации

Михаил Горбачев предпринял последнюю попытку сохранить какое-то подобие Советского Союза. После провала путча в августе 1991 года, что привело к приостановке деятельности коммунистической партии и появлению разных республик в качестве реальных центров силы, а Россия Бориса Ельцина получила безоговорочное лидерство, Горбачев все еще надеялся сформировать конфедерацию.

Три прибалтийские республики ушли совсем — они стали полностью независимыми, но правопреемница СССР могла обойтись и без них. Было еще 12 других республик. Горбачев предложил экономический союз — своего рода советский Общий рынок. Идея, казалось бы, получила поддержку, и была назначена дата подписания нового договора. Это был, как минимум, третий договор, продвигавшийся Горбачевым в тот год; первые два потерпели неудачу под грузом событий.

17 октября, за день до его подписания, Украина передумал и вышла. Украина переживала подъем националистических настроений, особенно в своих западных областях, но в целом украинцы устали от того, что их экономика работала по приказу из Москвы. И их экономика была в руинах: посетитель монастыря в Одессе той осенью мог наблюдать, что монахи вынуждены были носить коричневые одежды, потому что черная ткань была недоступна. Украинские лидеры заявили: они обеспокоены тем, что экономический союз Горбачева приведет примерно к тому же самому.

А без Украины, по сути, не могло быть и Советского Союза. Страна размером с Францию и с подавляющим большинством славянского населения, Украина была, несомненно, второй по значимости советской республикой. Если он ушла, какой был смысл удерживать вместе остальные республики?

18 октября состоялась церемония подписания договора, но вступили только восемь республик. Через неделю семь республик направили делегатов в новый законодательный орган, но они слушали выступление Горбачева без энтузиазма. Тенденция была ясна — его проект не имел будущего.

России потребовалось немало времени, чтобы привыкнуть к идее независимой Украины. Отношения между двумя странами колебались то вперед, то назад, но всегда находился источник раздражения. Когда лидеры про-российских политических партий, таких, как нынешний украинский президент Виктор Янукович, приходили к власти, они быстро обнаруживали, что у Киева есть свои интересы, совершенно отличные от Москвы.

Россия в конечном итоге сформировала Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, и он напоминает слабый отголосок объединения, которое Горбачев имел в виду. Российские лидеры говорят, что для Украины это был бы естественный шаг, но до сих пор украинцы уверены в том, что они должны идти своим собственным путем.