Эксперт: протесты на Уолл-стрит на руку Обаме

Число сторонников акции «Занимай Уолл-стрит» в США неуклонно растет. В Нью-Йорке участники движения регулярно проводят митинги и марши, нередко заканчивающиеся арестами десятков человек. Солидарность с нью-йоркцами выражают жители Вашингтона, Бостона, Чикаго, Хьюстона, Сан-Франциско, Филадельфии, Солт-Лейк-Сити и Лос-Анджелеса, где также регулярно проводятся акции протеста. О том, какие последствия для США может иметь это движение в интервью «Росбалту» рассказал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев.

— Протесты, начавшиеся в США почти четыре недели назад, принимают все более массовый характер. Участники акции «Занимай Уолл-стрит» еще в середине сентября разбили палаточный лагерь рядом со зданием биржи в Нью-Йорке. И число манифестантов достигало, по некоторым подсчетам, десяти тысяч человек. Насколько серьезно это протестное движение, какие силы за ним стоят?

— Это движение можно сравнить с «Движением чаепития», которое в свое время всколыхнуло американскую общественно-политическую жизнь. Разница в том, что если «Движение чаепития» представляло консервативную часть американского электората, то движение «Захвати Уолл-стрит» представляет либеральную или даже левую часть избирательного сегмента США, то есть тех, кого в сторонники республиканской партии считают у демократов социалистами или даже радикальными либералами.

Участники нынешней акции ставят своей целью добиться от государства регулирования финансовых рынков и ограничения их влияния на политическую жизнь, а также создание Народного Банка и равное и справедливое разделение богатств. Очевидно, что, по сравнению с «Движением чаепития», движение «Занимай Уолл-стрит» более маргинально и не имеет ярко выраженной «привязки» к политическим игрокам в демократическом лагере, тогда как «чаепитие» было ориентировано на реальных политических игроков, хотя и не дало реального политического эффекта.

— Достаточно тонкие нюансы. Получается, что разница между «любителями чая» и «оккупантами Уолл-стрит» не велика?

— Прямых параллелей провести нельзя. Хотя, можно сказать, что, также как и в случае с «Движением чаепития», эта игра определенной группы политических технологов, стоящих за демократической партией и разыгрывающих общественно-политический тренд. «Чаепитие» тоже позиционировалось как уличное движение, оно собирало до нескольких миллионов человек. Понятно, что за этим стояли вполне определенные люди. Хотя и в движении «чаепития» и в движении «уолл-стрит» связь с партиями не очевидна. Но как форма «фланговой политической активности» она используется в текущем противостоянии в контексте предстоящих выборов.

Еще нужно учитывать, что «чаепитием» республиканские политтехнологи задали «программу» уличной политики. Они вывели массы на улицу, потому что эти массы не были сторонниками республиканской партии в чистом виде, но представителями широкого консервативного электората. Ту же самую программу сейчас пытаются использовать республиканские политтехнологи в качестве элемента мобилизации либеральной части населения страны.

Другое дело, что в настоящий момент на движении «Занимай Уолл-стрит» спекулируют разные люди, тот же Джордж Сорос. Его обвиняют в стимулировании этих протестов, но это не совсем обосновано. Я думаю, что это не более чем игра вокруг данной инициативы. Серия протестов, которая проходит сейчас по всем Соединенным Штатам, напрямую с бизнес-элитой не связана.

Протестуют люди, которые всегда выступали за передел собственности посредством изменения системы налогообложения, за многочисленные социальные льготы. Борьба с богатыми была всегда присуща левому крылу Демократической партии и, если брать шире, праволиберальному крылу электората США. Это удачно используется как элемент консолидации вокруг президента Барака Обамы. Насколько выгодно это будет Обаме, судить сложно. Если кто-то из демократов стоит за этими акциями, получается, что между Уолл-стрит (активно поддерживавшим демократов в 2008 году) и Белым домом есть определенные разногласия.

— Бывший вице-президент США Альберт Гор высказался в поддержку акции «Занимай Уолл-Стрит».

— Тем более, это прямая иллюстрация симпатии либерального крыла в демократической партии, потому что Гор как раз является одним из ярких его представителей.

— Означает ли это, что движение все-таки нацелено на поддержку Барака Обамы?

— Опосредованно. «Движение чаепития» не призывало голосовать за республиканского кандидата, которого, кстати, тогда у них и не было, так и движение «Занимай Уолл-стрит» не призывает голосовать за Обаму. Оно ориентировано больше на запуск мобилизационных механизмов в преддверии выборов с целью сплотить либеральный электорат и сделать так, чтобы часть населения проголосовала за Обаму.

Впрочем, я не уверен, чтобы эта идея была успешно реализована. В этом плане «Движение чаепития» было более эффективным, потому что у него был конкретный противник – Обама, конкретные проблемы – проводимые Обамой социальные реформы. А в движении «Занимай Уолл-стрит» все размыто. Бараку Обаме можно с таким же успехом предъявить претензии. Почему, например, за три года своего нахождения в Белом доме он так и не смог ограничить возможности финансового истеблишмента, не достаточно активно развивал программы по поддержке малоимущих и прочее, о чем говорят многие в Америке. Так что не факт, что это движение «Уолл-стрит» «сработает» так, как бы хотели демократы. Результат отнюдь не очевиден.

— Можно ли утверждать, что все эти движения являются следствием отсутствия яркого политического лидера в американской политической системе?

— У республиканцев не было яркого лидера, но им нужно было срочно мобилизовать электорат перед прошлыми выборами в Конгресс. Поэтому возникла необходимость в «Движении чаепития». Сейчас, хотя кредит доверия к Обаме сократился, на демократическом фланге альтернативы ему нет. Возникла разобщенность у части электората и чтобы повысить мобилизационный тонус профильного избирателя, запускают такие инициативы. Хотя если бы лидер был более эффективным, дополнительного стимулирования электората не потребовалось бы.

— Таким образом, никаких особенных потрясений, связанных с протестной активностью сторонников «Занимай Уолл-стрит», Америке не грозит?

— Нынешнее движение протеста, хотя оно и достаточно маргинально, все же не способно на какие-то акции, выходящие за рамки закона. Это общественное движение, управляемое в рамках существующей системы при балансе существующих сил, и за эти пределы они не выходят. Массовых беспорядков с захватом Белого дома и Пентагона ожидать не приходится.