Деколонизация в ЮАР: уроки для «Русской республики»

ЮАР является фактически духовным братом-близнецом России. В обеих странах схожее социальное устройство: «белая» верхушка в 10%, присваивающая до 60% дохода, переходная страта из мулатов и цветных в 10%, а далее — обездоленное дно.

В 1994 году чёрное меньшинство получило свободу и доступ к власти, начав строить нац-государство. России только предстоит пройти этот путь, и опыт ЮАР нам будет очень полезен (о ментальной схожести двух стран Блог Толкователя уже писал).

В научном журнале СПЭРО (Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры), №6 за 2007 год, выходящим мизерным тиражом в 500 экземпляров (и финансируемого американскими Фондом Форда и Фондом Макартуров), в статье «Некоторые аспекты социальной политики в ЮАР в 1994-2006 гг.» объясняется, как чёрное большинство сейчас проводит политику деколонизации. Её авторы Ю.С.Скубко и Г.В.Шубин из Центра исследований юга Африки Института Африки РАН.

Ценность опыта демократизации и строительства национального государства в многонациональной стране — ЮАР — заключается в том, что на его основе деколонизируемая Россия в будущем может избежать многих ошибок своего собрата. И одновременно — учесть и положительные моменты южноафриканского пути.

Первый урок для России — примирение с бывшими колонизаторами. В ЮАР и охранка, и бюрократия из белых не понесли никакого наказания за апартеид. Более того, подавляющее большинство из них остались на своих рабочих местах — все 17 лет идёт лишь постепенная замена их чёрным большинством (примерно по 1-2 процентных пункта; сейчас чёрных на ключевых постах в управлении — около 30%). Но это и понятно: если бы угнетаемое большинство хлынуло в госорганы, то последние просто перестали бы функционировать.

Из первого урока следует и благоприятный вывод: все эти 17 лет страна имеет демократические выборы, не скатившись в гражданскую войну по примеру своих африканских соседей. На этих выборах Африканский национальный конгресс (аналог будущей Русской партии) стабильно набирает, минимум, 60%.

АНК также, как и их собратья в России, придерживаются идеи национал-социализма — но в мягком варианте. Чёрное правительство, придя к власти, приняло Программу реконструкции и развития (ПРР), состоящую из 4-х пунктов: 1) удовлетворение первоочередных нужд населения, 2) использование человеческих ресурсов, 3) развитие экономики, 4) демократизация государства и общества. Но, трезво оценив свои силы, пока правительство сосредоточилось на первом пункте. В ПРР сделан упор на сокращение разрыва в уровне жизни между белыми и небелыми (в российском варианте к первым можно отнести чиновничество, охранку, сырьевой бизнес и статусных либералов). И уже к 2005 году по ПРР чёрное большинство бесплатно получило 1 млн. домов, а 3,5 млн. домов было электрифицировано (2,9 млн. домов не платят за потребляемое электричество, а 3,9 млн. бедных домохозяйств не платят и за воду). Если экстраполировать эти цифры на Россию, чьё население в 3 раза больше, чем в ЮАР, то должно было бы получиться 3 млн. бесплатных домов за 10 лет.

Ещё одной задачей АНК было создание высокотехнологичных рабочих мест для чёрных (примерно такую же задачу сейчас ставит Путин I, говоря о 25 млн. новых рабочих мест для людей из низовой России). И тут стоит учесть второй урок. Сразу после прихода АНК к власти сырьевой олигархат в ЮАР пообещал выделить на это 7,5 млрд. рандов (в то время это было около 1,5-2 млрд. долларов). Но в реальности эта сумма составила всего 2,7 млрд. рандов. Олигархат в ЮАР, также как в России, не был заинтересован в создании высокотехнологичных мест (на его бизнес их появление никак не повлияло бы).

В экономической политике чёрное правительство было вынуждено выбирать из двух зол: 1) рост ВВП и одновременно внутренних цен; 2) уменьшение инфляции за счёт укрепления национальной валюты и одновременно застоя в производстве. АНК выбрало первое (в России, как известно, монетарно-либеральный блок в правительстве выбрал путь второй). Рост ВВП при этом был умеренный (в среднем около 4% в год), но был достигнут важный показатель — диверсификация экспорта. В то время как Россия год от года увеличивает в экспорте долю сырья и продуктов передела (сейчас она уже составляет более 80%), ЮАР смогла уйти от «сырьевого проклятья». Так, в 1990 году доля золота в экспорте составляла 33,7%, а сейчас она уменьшилась до 16,3%. Промышленный экспорт за это же время вырос с 9,2% до 23,6%. Одна из причин такой динамики — ослабление национальной валюты ранда.

За 12 лет реформ вырос доход угнетаемого раньше чёрного большинства. Но — и это тоже урок для будущего русского правительства — рос он совсем не такими темпами, как мечтали чёрные национал-социалисты. Так, общий доход африканцев вырос с 29,9% до 35,7% от совокупных доходов населения, а этот же показатель для белого меньшинства упал с 59,9% до 51,9% (остальная доля пришлась на цветных).

В начале 2000-х АНК принял новую программу «Рост, занятость и перераспределение». Смирившись с тем, что белое меньшинство необходимо для комфортного существования чёрных, правительство решило не люстрировать и не выгонять некогда правящий класс, а умело его «доить». За счёт высоких налогов на богатых удалось создать приемлемый соцпакет для чёрных, о котором сегодня только могут мечтать большинство населения тягловых сословий низовой России. К примеру, детские пособия на детей до их 14-летия, бесплатное питание для школьников, бесплатное медицинское обслуживание — для чего с Кубы были выписаны десятки тысяч врачей, уже вышеупомянутые бесплатные услуги ЖКХ для самых бедных, общественные работы для безработных, и т.д. Затраты на здравоохранение в ЮАР сейчас составляют 9% ВВП, а на образование — 6% ВВП. Для сравнения: в России тогда же (в 2005-06 годах) на здравоохранение тратилось 2,5% ВВП, во Франции — 10% ВВП, на образование в России — 3,9% ВВП, примерно столько же, сколько и в Египте.

При этом качество госуправления от прихода чёрных во власть серьезно не пострадало. К примеру, в 2005 году согласно «Международному индексу коррупции» ЮАР занимала 49-е место среди 159 стран, а по оценке Всемирного банка ЮАР вошла в десятку стран с наиболее благоприятными условиями для бизнеса.

Однако и проблем при построении национал-социалистического государства в ЮАР тоже хватает. За счёт вэлферизации чёрного общества существенно возросла доля безработных (с учётом тех, кто не регистрируется) — с 31,5% при апартеиде до 42% в середине первого десятилетия 2000-х. В страну хлынула масса гастарбайтеров — в основном из Зимбабве и Мозамбика, а также Нигерии, Конго и других африканских стран. С одной стороны, причиной этому послужило нежелание коренных чёрных, имеющих теперь вэлфер, лезть в шахты и наниматься на другие грязные работы, с другой — импорт рабсилы обеспечил бизнес, который ради эффективности стремился снижать издержки. В итоге гастарбайтеров сейчас в ЮАР по официальным оценкам — 4 млн. человек, по неофициальным — 6 млн. (это как если бы в России их было бы 12-18 млн. — против нынешних 7-8 млн.). При этом, как и в России, местные национал-социалисты подпольно «вычищают» страну от гастарбайтеров криминальными методами. По всей видимости, чтобы экономика страны не упала в пропасть, и в будущей Русской республике тоже не обойтись без труда бесправных мигрантов.

Вторая проблема — эпидемия СПИДа. По официальным оценкам им болеют 11% населения ЮАР, по неофициальным — 40%. Об истинном числе заболевших может говорить такой факт: 30% рожениц в стране — ВИЧ-позитивные (перед родами всем роженицам делают анализы, и тут уже факт заболевания не скрыть). В том числе эта причина (а также криминал и рост антисоциальных явлений — Блог Толкователя уже писал о воровской иерархии в ЮАР) привела к тому, что за время национал-социализма средняя продолжительность жизни в стране снизилась с 64-х до 43 лет.

В высшее образование автохтоны так и не проникли. Так, даже сегодня 90% учёных и инженеров составляют белые, а число научных публикаций, приходящихся на долю чёрных, за годы демократии выросло с 3% до 8,5%. До последнего времени работу после окончания университета среди чёрных находили только 28% против 65% у белых. Поэтому государство искусственно увеличивает занятость для чёрных с высшим образованием, заполняя ими по разнарядке госорганы и силовые структуры (нередки случаи, когда обычными постовыми полицаями становятся чёрные с университетскими дипломами). Из этой новации вытекает ещё одна проблема: рост клановости в рядах чёрных чиновников. Бюрократы тащили в свои ряды соплеменников (в прямом смысле соплеменников). Начались конфликты разных племён. К примеру, МВД заполонили зулусы, а спецслужбы — банту, в СМИ уселись выходцы из племени коса, которые традиционно враждуют с зулусами и обличают их в «полицейской кровавости».

Постепенный переход власти (после политической, уже экономической и культурной) к чёрным, и несмотря на их заверения в «терпимости к бывшим угнетателям», привёл к быстрому росту эмиграции белых. К примеру, 35% всех белых выпускников инженерных факультетов сразу покидали ЮАР. При этом большинство эмигрантов хотели бы навсегда порвать со страной: по данным опросов, этой точки зрения придерживаются от 80% до 95% покидающих ЮАР белых. Всего же на 2005 год страну покинули около 1 млн. белых из 4,5 млн. человек, причём в основном не бизнес и чиновники, а научные и инженерные кадры, а также фермеры. И это ещё один урок для русских национал-социалистов: из будущей Русской республики побегут не нынешние «жулики и воры», бюрократия и охранка, а образованный городской слой. Первые же наверняка присягнут «крови и почве», и будут и дальше давить автохтонов, в рамках новой Системы.

Далее авторы делают прогноз на будущее ЮАР.

1) Для «стабильности» и укрепления «вертикали власти» автохтонная бюрократия будет и дальше инкорпорировать в Систему своих соплеменников. «И новая чёрная бюрократия, и чёрный средний класс будут и дальше удерживать своих соплеменников от революций и потрясений», — пишут исследователи.

2) Почти повсеместная эмиграция наиболее квалифицированных кадров всех расово-этнических групп, африканизация всего и вся. Превращение страны в крайне неустойчивое государственное образование с сильными внутренними трениями между различными этническими группами чёрного населения.

3) Создание возле портов Салданья, Кейптаун, Мосселбей, Дурбан и Порт-Элизабет небольших независимых анклавов с преимущественно цветным, индийским и белым населением. (Возможно, гипотетическую Русскую республику ждёт то же — откалывание от неё нескольких независимых государств с преимущественно европейским населением — Калининградская область и вообще весь Северо-Запад, Сахалин и Приморский край).

«ЮАР как уникальный сплав развитого и развивающегося миров остаётся своего рода полигоном, на котором обкатываются сценарии в какой-то мере всего человечества, в части взаимодействия между богатым и дряхлеющим «Севером» и догоняющим, алчущим более справедливого мирового порядка «Югом», — заключают исследователи.

Последующее развитие (или регресс) ЮАР является хорошим объектом наблюдения и для Русского национал-социалистического проекта, также алчущего более справедливого устройства для автохтонного населения России.