Децентрализация власти пойдет под контролем Матвиенко

Спикер Совета Федерации пообещала, что палата «будет кричать» о проблемах российских регионов.

В июне текущего года президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости децентрализации власти. «Если все начинает хоть как-то работать и двигаться только по сигналу из Кремля – значит, система нежизнеспособна, и ее нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо, это означает, что ее нужно менять», – посетовал президент, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Действительно, сложившаяся в начале «нулевых» годов система управления, первоначально гордо и как большое достижение именуемая вертикалью власти, а впоследствии не обозначаемая никак, привела к тому, что Россия стала походить не на сложнейшее федеративное государство, а на небольшую страну, где все решения исходят из президентского дворца.

Означает ли это, что теперь регионам отдадут «регионово», а центру оставят только «центрово»? Вряд ли. Про возврат выборности губернаторов речи пока вообще не идет. Реформа децентрализации начинается медленно и осторожно. Немного полномочий решили отнять у федеральных ведомств типа министерств и передать их на более низкий уровень. Ведомства, впрочем, этому сопротивляются.

Вчера затронутую президентом тему подхватила новый спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Процесс децентрализации решили контролировать именно из верхней палаты, поскольку она и была изначально создана для отстаивания прав регионов. Матвиенко попросила представителей федеральных ведомств «не держаться за полномочия, как за последний кусок хлеба», а отдавать регионам ту их часть, которая «будет реализовываться на местах эффективнее», сообщает «Коммерсантъ».

«Нельзя возлагать на руководство регионов и муниципалитетов ответственность за социально-экономическое развитие, не дав им полномочий и не обеспечив соответствующим финансированием. И абсолютно очевидно, что невозможно из центра руководить всеми процессами на местах. Знаю по собственному опыту работу на посту губернатора, насколько это наболевший вопрос», – сказала спикер. «Хватит Совфеду молчать», – призвал в ответ спикер Мособлдумы Валерий Аксаков, на что г-жа Матвиенко ответила: «Теперь мы будем даже кричать».

Все это происходило на вчерашнем заседании совета законодателей под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, где были озвучены первые предложения федеральных ведомств и регионов по децентрализации полномочий власти. Центр и регионы, впрочем, далеки от компромисса: первый предложил ограничить муниципалов в правах, чтобы не «тратили деньги на обязанности», а представители местных властей указали на то, что реализация новых полномочий без бюджетного обеспечения невозможна.

Комитет СФ по вопросам местного самоуправления предложил, в частности, упразднение муниципальных районов как уровня власти с увеличением за их счет влияния поселений и субъектов Федерации. А Валентина Матвиенко сообщила, что раздутый аппарат и полномочия федеральных госслужащих не позволяют «нормально управлять таким большим федеративным государством».

Представители федеральных ведомств дали понять, что просто так полномочия не отдадут. «У муниципалитетов есть не только обязанности, но и зафиксированные в законодательстве права, к примеру, на содержание пожарной охраны. На них зачастую уходит до 40% и без того скудных местных бюджетов», – сообщил собравшимся заместитель главы Минрегиона Роман Панов. Он предложил «законодательно ограничить» реализацию подобных прав, дабы «выполнялись обязанности».

Защищать регионы – так уж по всем направлениям. Г-жа Матвиенко предложила местным депутатам направлять их законодательные инициативы не по традиционному маршруту – в Госдуму, где они отклоняются «из-за не выдерживающего критики качества», а в сразу в Совет Федерации, где их «доработают и реализуют». Не совсем понятно, правда, почему проекты не могут доработать в Думе. Но дело не в этом. Теперь маршрут движения региональных законопроектов примет очертания зигзага, а Совфед ощутимо потеснит Госдуму на ее поле. Может, конечно, так и задумывалось, но кажется нам, что руководство Госдумы, наоборот, стремилось к мирному сосуществованию с СФ, при котором тот держался бы на второстепенных ролях, а не генерировал слишком много новаций.

Вице-президент Центра политтехнологий Георгий Чижов предположил, что «руководство исполнительной власти поняло необходимость расширения полномочий регионов». «Валентина Матвиенко, судя по ее активной позиции в этом вопросе, заручилась поддержкой в этом вопросе первых лиц государства. Собственного статуса и ресурса Совета Федерации для реализации подобной реформы ей бы не хватило, а без политической воли отобрать у федералов ресурсы почти невозможно», – считает он.

Валентина Матвиенко также призвала своих коллег сократить количество отклоняемых палатой законов. «Любой отклоненный закон на Совете Федерации – это брак не только Госдумы, но это и наш брак, потому что на том этапе, где мы могли предотвратить, мы этого не сделали», – сообщила Матвиенко. Она отметила, что многие оценивают эффективность работы Сената по количеству отклоненных законов. «Это – поверхностное восприятие. Наша задача – сделать так, чтобы на Совет Федерации выносились качественные законы», – убеждена главный сенатор. Следуя ее логике, можно прийти к выводу, что Дума работает очень эффективно: последний окончательно отклоненный законопроект имел место еще в далеком 2003 году.

Тем не менее, «бракованной» законодательной «продукции» теперь станет еще меньше, хотя ее и раньше было не так много. Кто-то может подумать, что таким образом устраняется последнее препятствие на пути думских законопроектов к подписи президента, делающей их законами. Но это будет политически незрелое мнение. На самом деле улучшится их качество. А зачем же отклонять качественный законопроект? Пускай следует дальше, куда ему положено. Не в этом ли был основной замысел недавних перестановок в руководстве Совфеда?