О возможном прорыве «Китай-Россия»

В настоящее время Китай стремительно захватывает лидирующие позиции и играет все более заметную роль в международных отношениях. И это объясняется не только численностью населения страны. Оно сегодня составляет 1341 млн. человек, в то время как в России – 142, 9. В настоящее время ВВП Китая достигает $10084 млрд., а в РФ только – $2218,8. Ежегодный рост экономики, даже в кризисные периоды, держится на уровне 10 процентов. Китайское финансово-экономическое присутствие заметно как на материке Евразия, так и на других континентах, в частности, в Африке и Латинской Америке.

К 2020 г. на китайской территории будет сосредоточено около 50% мировой промышленности. Китай станет инновационным лидером, на эту страну будет приходиться 20 процентов НИОКР. Уже сегодня КНР является одним из главных мировых рынков и основным кредитором США. Стремительно растет военная мощь страны.

Китай является «соседом» России, граница между двумя странами является одной из самых протяженных в мире. Наши страны имеют длительную историю добрососедских отношений. Торговый оборот между Китаем и Россией достигает $60 000 млн. Ожидается, что по итогам переговоров в Китае товарооборот между двумя странами превысит отметку в $70 000 млн. В планах расширение военно-политического сотрудничества. В том числе по линии ШОС.

Китай, превратившись в альтернативный США мировой центр силы, становится все более притягательным международным субъектом для других стран, прежде всего, тех, кто не намерен следовать в фарватере атлантической геостратегии. В последние годы Россия и Китай стремятся взаимодействовать и координировать свою политику по международным вопросам. Они занимают схожую позицию по событиям в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В частности, одинаково голосовали по Ливии и Сирии в ООН.

В условиях, когда на Западе все чаще занимают недружественную позицию в отношении Москвы, открыто проявляют неприятие российских лидеров, в частности, главы правительства РФ, внешнеполитический курс России на укрепление всесторонних отношений со своим восточным соседом является более чем оправданным. Он открывает новые перспективы в политической, экономической и гуманитарной сферах перед двумя нашими странами, будет способствовать стабилизации обстановки в Евразии, где имеет место боле 80 % всех мировых конфликтов, а также – становлению справедливых международных отношений во всем мире.

Накануне визита Владимира Путина в Пекин вышла в свет его статья «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня. В публикации предложен проект создания нового геополитического противоборства на материке Евразия – Единого экономического пространства – Евразийского союза. По мнению автора, он призван «стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Между тем, геополитические оппоненты и России и Китая заинтересованы в перманентной конфронтации между этими соседними государствами, крупнейшими державами на континенте. Дело в том, что современный этап мирового противоборства обусловлен завершением западных циклов геополитических приобретений и экономических накоплений – голландского (18-й век), британского (19-й) американского (20-й) – и началом восточного азиатского периода (21-й) мировой гегемонии. Как считают эксперты, смена циклов накопления и переход постиндустриального барьера невозможны без «великих потрясений». Также как накануне Второй мировой войны шли бои в Испании, Эфиопии и Монголии, так и сегодня операции НАТО в Югославии, Афганистане, странах Северной Африки и Ближнего Востока лишь предшествуют большой войне, которая, в частности, может охватить обширную территорию от Суэца до Тибета.

И если СССР в свое время был поставлен в «растяжку» между англосаксами и странами фашистской оси, то сегодня Россию намерены поставить в «растяжку» между США и Китаем. Поэтому главный вопрос российско-китайских отношений – это предотвратить эскалацию напряженности и военных конфликтов в Евразии. И здесь важно будет, если Пекин оценит и поддержит новую инициативу России по формированию Единого Евразийского пространства, которое вместе с ШОС, где лидирует КНР, могло бы стать важным инструментом укрепления безопасности и сотрудничества на континенте.

Эксперты обращают внимание на то, что визит в Пекин проходит на фоне недавнего выдвижения главы правительства кандидатом в президенты России на съезде партии «Единая Россия». Председатель Правительства России В.В. Путин с первым зарубежным визитом едет не в США, не в Германию, а в Китай, где в 2012 году намечается передача власти руководителям поколения ещё первого Председателя КНР Мао Цзэдуна, которого чтят до сих пор.

В свое время, когда СССР выступал в качестве «старшего брата», Китай многое взял и перенял от своего «северного соседа» в экономической, военной, культурной, спортивной сферах. Сегодня наступило время, когда Россия может и должна перенять положительный опыт КНР, который, не ломая своей политической системы и государственного устройства, как это произошло с Советским Союзом, совершил невиданный рывок, прежде всего, в экономической сфере и вышел в мировые лидеры. Для России и лично ее главы правительства будет небезынтересным опыт обеспечения преемственности власти, суверенитета и территориальной целостности, национальной безопасности страны, основы которого были заложены при Ден Сяопине.

В свое время, унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Ден Сяопин создал предпосылки не только для бурного экономического развития Китая, но заложил гарантии невмешательства извне в дела Китая, условия по обеспечению национальной безопасности государства.

Данный опыт представляет особую актуальность для современной России, которая стремится уйти из-под внешнего контроля, выйти на суверенный путь развития.