Запад продолжает создание противоракетной системы

После объявления о том, что Владимир Путин пойдет на новый срок, отношения Москвы с Западом, словно по команде, начали обостряться. Известно, что нынешний премьер всегда отстаивал жесткую линию в диалоге с НАТО. А причиной для последних эскапад Москвы в адрес западных лидеров стали события связанные с дальнейшим развертыванием американской системы ПРО.

Вот краткая хроника последних действий США и их союзников. 13 сентября США и Румыния подписали договор о размещении на румынской территории части элементов американской системы ПРО – противоракет SM-3 и боевой информационно-управляющейсистемы «Иджис». Госдеп США заявил по этому поводу следующее: «Размещение элементов ПРО в Румынии планируется до 2015 года, и является частью второй фазы пофазового адаптивного подхода. Помимо углубления стратегических двусторонних отношений между нашими странами, сотрудничество в сфере ПРО внесет серьезный вклад в общую безопасность НАТО». Элементы ПРО будут размещены на территории румынской базы ВВС Девеселу, возле города Каракал. Площадь территории, которую Румыния выделяет США, составит 175 гектаров, на ней будут нести службу150-200 американских военных.

За несколько дней до этого Турция объявила о размещении у себя радиолокационной станции (РЛС) раннего предупреждения об угрозе ракетного нападения. Новая РЛС будет служить системой раннего оповещения о запуске ракет дальнего радиуса действия с территории Ирана. А 5 октября, в Брюсселе глава испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро сообщил, что его страна дала согласие на участие в противоракетной обороне НАТО. Четыре американских корабля, оснащенных системой «Иджис», будут размещены с 2013 года на базе ВМС США в Роте близ Кадиса на юге Испании.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен подвел итог последним тенденциям, сказав, что система противоракетной обороны в Европе должна быть полностью готова к отражению угроз к 2018 году. А отдельные составляющие европейской ПРО будут активированы к саммиту НАТО, который пройдет в Чикаго в мае 2012 года.

После этих событий, делающих развертывание американской ПРО необратимым, российский МИД выступил со следующим заявлением: «Считаем неприемлемой американскую практику «свершившихся фактов» в вопросах противоракетного обустройства Европы, когда без коллективного обсуждения, без учета мнения всех заинтересованных стран принимаются решения, способные повлиять на состояние безопасности и стабильности в Евроатлантике… Если события и дальше будут развиваться подобным образом, то созданный Лиссабонским саммитом СоветаРоссия-НАТО шанс превратить противоракетную оборону из области конфронтации в предмет сотрудничества будет упущен».

В МИД отмечают, что «очередной шаг США по реализации «фазированного адаптивного подхода» к построению ПРО в Европе не может не настораживать, поскольку уже на первой фазе его реализации происходит существенное наращивание противоракетного потенциала США в европейской зоне».

«При этом мы не только не видим готовности администрации (США) пойти навстречу российским озабоченностям в ключевом для нас вопросе о предоставлении юридических гарантий ненаправленности будущей системы ПРО против российских стратегических ядерных сил, но, наоборот, фиксируем стремление все более расширительно подходить к районам развертывания противоракетных средств США», – говорится в заявлении.

Вопрос противоракетной обороны вышел на первый план не случайно. В 1972 году между СССР и США был подписан договор об ограничении систем ПРО. По нему каждая страна имела право на создание только одного комплекса противоракетной обороны. В Советском Союзе этим местом была избрана Москва. Вожди политбюро хотели прикрыть себя от ядерного удара. Вокруг столицы была развернута система А-35, позже замененная на более современную версию А-135. Американцы же расположили свою ПРО вокруг ракетной базы в Северной Дакоте, но через четыре месяца вывели ее из эксплуатации ввиду дороговизны и протестов общественности. Таким образом, СССР являлся единственным государством в мире с комплексом ПРО на боевом дежурстве.

В 1983 году тогдашний президент США Рональд Рейган выступил со смелой идеей, предложив Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), продолжением которой, по сути, и являются нынешние планы вашингтонской администрации. За прошедшие уже почти 30 лет первоначальный план СОИ претерпел кардинальные изменения – программу то откладывали в долгий ящик, то вновь реанимировали, то снова от нее отказывались. В итоге на сегодняшний день противоракетная оборона США (National missile defense) том виде, в котором она разрабатывается на перспективу, представляет собой сравнительно скромную концепцию – на фоне грандиозных рейгановских планов.

Едва ли не большая ее часть будет размещена на военных кораблях, что снимает многие разногласия с Москвой. Как известно, США уже отказались от планов по размещению ракет и радаров в Польше и Чехии, которые отныне будут находиться на судах, в том числе крейсирующих в Черное море. Упор сейчас делается на отражение возможных ракетно-ядерных ударов со стороны так называемых «стран-изгоев» – Ирана и Северной Кореи. Широко планируется применять международную кооперацию, ввиду заинтересованности стран Европы и, например, Южной Кореи и Японии, опасающихся Пхеньяна.

Побудительным мотивом для дальнейшего развития ПРО стала память об ударах террористов 11 сентября 2001 года по городам Америки. Хотя трагедия, постигшая Штаты, пришла оттуда, откуда ее никто не ожидал, сам прецедент внезапного уничтожения тысяч людей в результате тщательно спланированной атаки, заставляет американцев с величайшей серьезностью относиться к подобным угрозам, пусть и в высшей степени гипотетическим. Эту особенность их национальной психологии не следует забывать, рассматривая американскую ПРО и настойчивость попыток ее воплощения.

Основное возражение России касается того, что радары США будут вполне в состоянии просматривать почти всю территорию нашей страны. Получается, что Россия рассматривается наряду с другими потенциальными противниками. При этом делается попытка минимизировать значение ее ядерного щита. Поэтому Кремль решительно протестует против попыток окружить страну кольцом ПРО, угрожает ответными мерами, и в качестве компромисса предлагает совместную разработку противоракетной обороны, с использованием, например, имеющихся российских РЛС.

Разумеется, Белый дом и Пентагон не могут забыть о российских ракетах. Поэтому, говоря о «странах-изгоях», США держат в уме иракетно-ядерный потенциал Москвы. Если в 90-е годы их страшила угроза неконтролируемого расползания оружия массового поражения, то сегодня они боятся сознательной передачи технологий или блокирования России с теми же Ираном, Северной Кореей или, например, Сирией. Кроме того, неопределенная позиция Москвы относительно кооперации с Западом заставляет Вашингтон относиться к ней с настороженностью.

Точно также Америка хотела бы внимательно следить и за стратегическими вооружениями Китая. Понятно, что глобальная система ПРО, которая обойдется в миллиарды долларов, не может быть направлена сугубо на Иран и Северную Корею. Это была бы стрельба из пушки по воробьям. В ее «сфере внимания» неизбежно оказываются Россия, Китай, Индия, также располагающая внушительным арсеналом оружия.

У Пекина, Москвы, Дели есть два разумных выхода из данной ситуации. Либо объединиться с целью противостояния Западу во главе с США, либо пойти с ним на сотрудничество и партнерские отношения. Пока же они предпочитают решать свои проблемы по одиночке. Геополитическое противостояние России с НАТО вкупе со странами, не входящими в альянс, но связанными с США дружественными отношениями, например, Японией и Южной Кореей, – дело заведомо бесперспективное. У Москвы нет ни денег, ни технических возможностей на адекватный ответ на глобальную систему ПРО, которая в любом случае будет задевать российские интересы. Слишком неравны силы. Втягиваться в новую гонку вооружений было бы безумием, что, конечно, Кремлю понятно.

Другое дело, что принять как данность радары и ракетные батареи вокруг границ России не позволяет национальная гордость. Политика грозных заявлений – это, скорее, пиар, рассчитанный как на внутреннего, так и на внешнего потребителя. Внутри страны правящей элите надо показать, что она никого не боится и активно отстаивает «национальные интересы», не расшифровывая, в чем они заключаются. Вовне Кремль демонстрирует, что с ним надо считаться, что он ожидает уступок и заявлений, подтверждающих, что Россия остается глобальным игроком на мировой сцене, и что с ней продолжают обращаться как с великой державой.

В свою очередь, Барак Обама, равно как и европейцы, понимают эти условности и в общем-то готовы подсластить горькую пилюлю. Нужные слова они произносят.

В сегодняшнем мире Россия слишком плотно интегрирована в западные структуры, чтобы втягиваться в новую «холодную войну». Ее элита, чьи дети и внуки учатся в английских школах и американских университетах, отлично это понимают, и могут себе позволить лишь словесную перепалку.

Угрозу со стороны Ирана или Северной Кореи Вашингтон рассматривает всерьез, и свернуть его с этого пути не удастся. В том или ином виде ПРО будет построена. И главная задача отечественного внешнеполитического истеблишмента заключается как раз в том, чтобы выстраивать политику исходя из этих реалий.