Почему Беларусь поддерживает Азербайджан, а не Армению

В ходе встречи на прошлой неделе президент Беларуси сделал все, чтобы убедить министра иностранных дел Армении в «доброй воле» Беларуси. Но это вряд ли было убедительным – безмятежные дни тесных отношений между двумя странами давно прошли. Теперь Минск явно на стороне Азербайджана, хотя последний выступает против политики России на Южном Кавказе.

300 миллионов долларов кредита, выделенные президентом Азербайджана Беларуси летом этого года, и визит в Баку премьер-министра Беларуси в июле были лишь некоторыми из недавних признаков тесного партнерства между Президентами двух стран. Беларусь поддерживает самые тесные отношения с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. В конце 2000-х годов Азербайджан, по-видимому, стал самым важным «клиентом» по покупке значительного количества оружия из Беларуси.

Новый друг

По словам МИДа Беларуси, сотрудничество с Азербайджаном активизировалось только «в последние годы». До середины 2000-х годов, политические отношения были слабыми и торговля развивалась «сама по себе». Действующий президент Беларуси и экс-президент Гейдаром Алиевым не нашли взаимопонимания.

Другая причина сложных отношений в прошлом заключается в том, что официальный Минск имел тенденцию придерживаться внешнеполитической линии Москвы. Как результат, развитые отношения с «Немезидой» Азербайджана — Арменией. В период после холодной войны, белорусское посольство в регионе было только в Ереване. В конце 1990-х Минск, наконец, решил установить свое присутствие в Баку, но посольство было открыто только в 2006 году.

Тем не менее, за последнее десятилетие, отношения значительно улучшились. В Баку сын Гейдара Алиева Ильхам унаследовал президентскую власть в 2003 году. Уже в 2004 году главы государств Беларуси и Азербайджана разрушили существующий расклад вещей путем проведения взаимных визитов. Это подготовило почву для четырех визитов на высшем уровне с 2006 года.

В то же время, Беларусь отклоняется от своей строгой про-Российской политической линии. Минск нашел новых друзей — среди них не только Ющенко в Украине и Саакашвили в Грузии, но и Ильхам Алиев. В этом процессе расширение международного статуса Азербайджана сыграло важную роль, особенно после того как страна запустила новый каспийский нефтепровод. Возможно, Беларусь надеется на поддержку Баку в качестве естественного союзника на постсоветском пространстве. Азербайджан уже давно укрепил свою позицию относительно России, в прошлом, он даже пошел так далеко, чтобы установить ГУУАМ — альтернативу организации промосковским интеграционным инициативам — с Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдовой. Хотя эта организация сейчас находится в весьма сложном положении, отношение Азербайджана к Москве остаются неизменными.

Второй группой факторов являются экономические факторы. В период между 2008 и 2010 гг. объем торговли между Беларусью и Азербайджаном вырос с 100 млн. долл. США до 146 млн. долл. США. Более важным является то, что это умеренное повышение говорит о том, что Беларусь имеет положительное сальдо торгового баланса, который помогает противодействовать дефициту по внешней торговли.

Азербайджан также помогает Беларуси получить альтернативные источники нефти. Минск в последнее время начал импортировать нефть из Венесуэлы, но прямые поставки нефти из этой страны для Беларуси, не имеющей прямого выхода к морю – весьма сложный процесс. Таким образом, Баку решил поменять схему, по которой Минск получает доступ к азербайджанской нефти в обмен на венесуэльскую нефть.

Для Азербайджана, дополнительный стимул работать с Беларусью, заключается в том, чтобы заручиться поддержкой для военного освобождения его территории оккупированных Арменией и удаление самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики.

Переговоры в Минской группе ОБСЕ не приносили никаких результатов на протяжении нескольких лет. Между тем, правительство Азербайджана использовало свои растущие доходы от продажи нефти, чтобы постоянно увеличивать свой военный бюджет. Но даже усиленная армия Азербайджана не изменит того факта, что у армян за плечами стоит Россия. Хотя Россия хочет сохранить Азербайджан как союзника на Кавказе, Азербайджан будет стремится изменить баланс власти. Это только вопрос времени, когда вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией вспыхнет вновь, а это может произойти, как только правительство Азербайджана увидит меньше смысла в сохранении нейтралитета по текущей ситуации, которая помогает Армении узаконить существующую благоприятную действительность для Еревана.

Если такая война случится, Беларусь, вероятно, станет на сторону Баку – главного покупателя ее оружия. Следует отметить, что никаких сделок по оружию до 2005 года заключено не было — таким образом, есть неоспоримая связь между укреплением азербайджанских вооруженных сил и инициированием двусторонних продаж оружия. В отличие от Армении, которая купила небольшое количество оружия из Беларуси только один раз, в 2007 году.

От сотрудничества к альянсу

Создание белорусско-азербайджанского альянса можно считать практически свершившимся фактом. Азербайджан открыто поддерживает белорусскую администрацию. Это утверждение было открыто продемонстрировано позицией азербайджанских представителей в Парламентской Ассамблее ОБСЕ и ЕВРОНЕСТе. Алиев также готов помочь Белоруссии финансово, сверх недавнего 300- миллионного кредита.

Для Азербайджана, мотивы для сотрудничества с Беларусью имеют политическую и экономическую природу. Государству в Центральной Азии нужна всевозможная поддержка, какую только он может получить, если имеет намерения противостоять Армении и России, не говоря уже о его напряженных отношениях с Ираном. Он не может сильно рассчитывать на Западную поддержку по причине сильного армянского лобби (особенно в США и во Франции). Это делает поддержку со стороны бывших советских республик все более важной. В то же время, приватизация белорусских предприятий и развитие «нероссийских» маршрутов поставок нефти является жизненно важным для страны делом — Венесуэла является хорошим примером этого процесса.

Для Беларуси, сотрудничество с Азербайджаном имеет важное значение. Это может стать инструментом оказания давления на Москву, чтобы получить финансирование и возможность развивать торговлю. В частности, Азербайджан может позволить Беларуси получить доступ к «нерусской» нефти и газу из каспийского и ближневосточного регионов (Иран и Северный Ирак). Для такого проекта не будет ни технических, ни финансовых препятствий — инфраструктура в основном уже создана. Препятствия, скорее, будут иметь политический характер: русские будут упорно бороться за сохранение своей энергетической монополии в странах Восточной и Центральной Европы, в то время как Соединенные Штаты будут работать над тем, чтобы блокировать любые региональные энергетические проекты, которые связаны с Ираном.