Побегут ли другие крысы с корабля Медведева?

Почему Кудрин полез в бутылку? Наиболее распространенная версия — что пост премьера ранее был обещан ему, и он просто психанул. Но, думаю, дело в другом.

С одной стороны, Кудрин — министр финансов уже более 10 лет. Ему надоело, надо чего-то еще, — и надо расти. А быть в подчинении премьера Медведева — это, наоборот, огромное понижение по сравнению с подчинением премьеру Путину. Поэтому Кудрин просто сделал заявку на пост председателя Банка России.

С другой стороны, пост министра финансов начал напоминать постепенно нагревающуюся сковородку. Кудрин длительное время выводил из страны деньги налогоплательщиков, вкладывая их в американские и европейские ценные бумаги и тем самым блокируя модернизацию в России. Эта стратегия определялась консенсусом внутри правящей тусовки, Кудрин был всего лишь исполнителем, — но потрясения на мировых рынках и ожидание банкротства Греции показало, что бумаги, в которые вложены средства российского бюджета, могут обесцениться. И тогда за это кому-то придется отвечать, — а зачем Кудрину быть крайним?

Слухи о компетентности Кудрина были сильно преувеличены. С моей точки зрения, крепкий специалист вроде того же Силуанова, не говоря о Голиковой, может выполнять функции Кудрина на его уровне, не приходя в сознание. Поэтому изменений в российских финансах с его отставкой ждать не приходится.

Побегут ли другие крысы с корабля Медведева? Так у него нет никакого корабля, он так и не сформировал полноценной команды. Человек 8 у него есть, включая Дворковича и Тимакову, но им некуда бежать, да пока и незачем.

Как это отразится на выборах? Тоже, видимо, никак. Выборы — это ритуал. Как заслушивание депутатами ежегодного обращения президента, как смена часовых у Вечного огня, — этот ритуал вселяет в исполняющих его надежду на то, что их власть все еще крепка и, может быть, им еще удастся избежать системного кризиса.

Это и есть «суверенная демократия»: честные, открытые и полностью прозрачные выборы — мы даже знаем в лицо обоих избирателей!

Что касается соблюдения хотя бы минимальных приличий — правящая тусовка, думаю, просто не воспринимает граждан России в качестве равных себе людей. Мы для них, похоже, «унтерменши», которых нечего стесняться.

Напомню, что одной из причин — разумеется, не главных, — возникновения партизанского движения в Белоруссии и на Украине было именно то, что немецкие солдаты — еще до всяких зверств — не считали крестьян людьми и, например, совершенно спокойно мылись при женщинах и девушках на улице, раздевшись догола. Это вызывало шок, — но и было очень полезно для понимания истинного характера новой власти.

Медведев вполне может возглавить правительство при Путине. Ну не руководителем же цирка его назначать? Председателем Конституционного Суда он, похоже, быть не захотел. А тут после провала «Правого дела» возникла вакантная должность премьера, на которого через годик после инаугурации Путина можно будет вешать всех собак за давным-давно спланированные (а частично и утвержденные законом) разрушительные либеральные реформы «по всему фронту» (от ЖКХ до бюджетных организаций).

Логика проста: надо снижать издержки экономики, но коррупционные издержки — доход правящего класса — могут только расти. Значит, надо опережающими темпами свертывать социальные расходы, периодически успокаивая возмущение сбрасыванием с вершин власти очередного Кириенко. Это место готовилось Прохорову, но Медведев подходит, по-моему, даже лучше.

Совершенно неважно, кто возглавит минфин в таком правительстве. Предлагать будут, скорее, Голикову, — но уже в новом правительстве, после инаугурации Путина. Может быть вице-премьер Жуков — он 11 лет проработал председателем бюджетного комитета Госдумы. В принципе можно будет оставить и Силуанова.

Но политика отказа от модернизации и замораживания денег в бюджете не изменится. Она определяется не личностью Министра финансов, а стратегическими интересами правящей тусовки, ее ориентацией, насколько могу судить, не на развитие, а на разворовывание страны с легализацией своих капиталов на Западе.