Как вернуть белорусско-немецкую дискуссию в конструктивное русло

Базирующееся в столице Германии «Немецко-белорусское общество» 21 сентября распространило заявление, в котором отмечается, что традиционная конференция «Минский форум» в этом году не будет проводиться из-за «внутриполитических событий в Беларуси после президентских выборов 19 декабря 2010 года». По словам председателя этой неправительственной организации Райнера Линднера, своими поствыборными действиями «белорусское правительство отказалось от улучшения отношений с Европейским союзом и входящими в него странами и покинуло общую площадку для диалога».

Напомним, что «Минский форум», основанный в 1997 году, ежегодно проводился в Минске по инициативе немецкой стороны с 1997 года. Мероприятие задумывалось как площадка для диалога между Республикой Беларусь и Германией после замораживания отношений между Евросоюзом и Беларусью в 1997 году. В последние годы, после того как в его работе стали активно принимать участие представители органов власти, форум приобрел статус эффективной платформы для конструктивного диалога по линии Беларусь-ЕС.

Между тем с белорусской стороны никогда не звучали заявления о желании отменить форум. Более того, Президент Беларуси А.Лукашенко не раз заявлял об открытости белорусской стороны к сотрудничеству с ЕС, готовности продолжать диалог, однако с обязательным условием — соблюдением интересов нашей страны, в том числе и касательно оценки событий, произошедших 19 декабря 2010 года.

Отказываясь от проведения «Минского форума» немецкая сторона демонстрирует свое негативное отношение к политике нашей страны, выражающееся не только в нежелании организации диалога между Беларусью и Евросоюзом, но и в поддержке оппонентов власти, участвуя в подрыве межгосударственных отношений и попытках дестабилизировать обстановку в республике.

Обоснованность подобных выводов можно продемонстрировать на примере работы Минского Международного образовательного центра им. Йоханнеса Рау (ММОЦ) и ее содиректора с немецкой стороны гражданки Германии Астрид Зам.

Учрежденный в 1994 году Дортмундским международным образовательным центром (IBB-Dortmund) с немецкой стороны и Минским городским исполнительным комитетом, ОАО «АСБ Беларусбанк» и ЗАО «Белорусский спутник» с белорусской, ММОЦ создавался как платформа для реализации различных гуманитарных, образовательных экологических и иных проектов в Республике Беларусь, содействии в организации обмена опытом и знаниями между двумя странами. Работой центра соответственно руководят два содиректора, назначаемых немецким и белорусскими учредителями.

Официальной целью центра, прописанной в Уставе, является «получение прибыли, создание возможностей для знакомства людей разных национальностей друг с другом в интересах содействия взаимопониманию между ними, сотрудничество в построении общеевропейского дома и разрешении международных проблем, а также удовлетворение интересов участников».

Между тем, ставшие достоянием гласности некоторые факты о деятельности госпожи Зам на посту содиректора центра свидетельствуют, что под этими благими — никак не связанными с политикой — целями, иностранной гражданкой фактически проводится деятельность по поддержке радикальных политизированных групп и организаций, выступающих с откровенно антигосударственными лозунгами.

Так, например, в апреле 2009 года А.Зам предоставила помещение центра координатору ряда европейских неправительственных организаций, в числе которых литовский «Международный консорциум «Евробеларусь» В.Величко для проведения встречи активистов белорусских незарегистрированных структур деструктивной направленности с представителями Еврокомиссии.

В июле 2009 года Астрид Зам по такой же схеме оказала содействие не получившему аккредитации в Министерстве иностранных дел Беларуси (и фактически действующему в Беларуси нелегально) польскому телеканалу «Белсат» для интервьюирования посла Швеции в Минске С. Эрикссона.

В июле 2010 года госпожа Зам обеспечила все того же В.Величко помещением для проведения конференции «Дорожная карта Восточного партнерства для Беларуси», в которой участвовали исключительно представители организаций радикальной оппозиции — Ассамблея НГО Беларуси, «Офис за демократическую Беларусь», «За свободу» и другие. Более того, по результатам конференции ими принята резолюция, в которой негативно оценивается деятельность органов власти Республики Беларусь по реализации программных положений инициативы ЕС «Восточное партнерство», а присутствие отдельных представителей западного дипкорпуса ими расценено как «поддержка гражданского общества Беларуси в противостоянии с властями».

Аналогичные параллели можно провести и с работой А.Зам в качестве координатора реализации Программы поддержки Беларуси Федеральным Правительством Германии, реализуемой на бюджетные средства ФРГ. Несмотря на то, что программа носит открытый характер, а ее основные цели согласованы с Министерством иностранных дел Беларуси, подбор иностранкой конкретных проектов и их участников с белорусской стороны происходит достаточно тенденциозно, что фактически подменяет официально заявленные цели программы.

Учитывая политические пристрастия госпожи Зам, не удивительно, что в числе получателей грантов значительную долю занимают организации, декларирующие своими целями насаждение в республике западных стандартов демократии. Более того, среди них присутствуют структуры, которые на деле предпринимают действия по дискредитации политики белорусского руководства, например в вопросе строительства АЭС и диверсификации источников получения энергии.

Следует отметить, что госпожа Зам является в Германии одним из крупнейших экспертов по Беларуси, зачастую консультирует сотрудников МИД ФРГ, депутатов Бундестага, руководства ведомства федерального канцлера, функционеров немецких НПО и фондов, посещающих республику. Учитывая, от кого к ней поступает информация о ситуации в нашей стране не трудно предположить, что приезжающим сюда немецким политикам она передает искаженную картину состояния дел в Беларуси.

Возвращаясь к теме отмены «Минского форума» заметим, что диалог – это всегда разговор двух собеседников, а конструктивным его делает стремление обеих сторон к достижению некого общего благоприятного для всех результата. Но до тех пор, пока с немецкой стороны принимаются прямо обратные решения, направленные на размежевание и поощряется работа отдельных представителей, проводящих деятельность, граничащую с вмешательством во внутренние дела независимого государства, потепления в белорусско-германских отношениях ожидать не следует.