Поднебесная — снова центр мира

1 октября исполняется 62 года со дня основания Китайской Народной Республики (1949 г.). Китай как цивилизация, впитавшая в себя несколько нравственных традиций (от конфуцианства и буддизма до ислама и христианства), за тысячелетия своего существования пережил множество взлетов и падений. Однако возрождался он каждый раз в новом обличье, проходя собственные циклы развития. Сегодня его экономика находится в фазе очередного расцвета.

За последние 25 лет ВВП КНР увеличился в шесть раз, с 2005 г. — в 2 раза. Переломной и отправной точкой феномена, который называют «китайским экономическим чудом», стал, пожалуй, период правления Дэн Сяопина, когда в 1978 г. Китай провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику, т. е. сочетание двух систем: планово-распределительной и рыночной.

Рыночному курсу при сохранении социалистической системы управления максимально содействовали власти, привлекая иностранные инвестиции, вводя хозяйственную самостоятельность предприятий, семейный подряд на селе, открывая свободные экономические зоны и финансируя инфраструктуру, науку и технику. Дэн провозгласил лозунг: «Одна страна — две системы», который был взят на вооружение КНР в переговорах с Тайванем о воссоединении.

С тех пор форму экономического устройства, которая работает по сей день и демонстрирует уникальные темпы развития, называют «социализмом с китайской спецификой».

Поразительно, но в период кризиса глобальной экономики и рецессии в крупнейших странах мира Китай по-прежнему сохраняет высокие темпы роста (около 8 — 10% ежегодно), тем самым оставаясь по сути единственным значимым двигателем мировой экономики, поддерживающим восстановление и рост в разных уголках планеты (в т.ч. опосредованно и экономики Украины, закупая ее экспортную продукцию).

А товары с пометкой «сделано в Китае» под брендами известных и ведущих торговых марок ныне можно встретить везде, т.к. большинство крупнейших корпораций за последние десятилетия частично либо целиком перевели свои производственные мощности в эту страну. Как показывает статистика, Китай занимает первое место в мире по объему производства свыше 100 видов продукции. Здесь выпускается более 50% фотоаппаратов, 30% кондиционеров, 25% стиральных машин и 20% холодильников. Две трети компьютеров тоже собирают в КНР. Согласно таможенной статистике, страна уже много лет подряд является главным экспортным поставщиком текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и многих других видов продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ключевой экспортный рынок для Китая — США, торговые связи двух стран крепкие и считаются главным барометром для развития мировой экономики. Основные статьи экспорта КНР в США — опять же электрооборудование, всевозможная техника, одежда, обувь, мебель.

Следует учитывать, что пресловутый тезис о дешевизне рабочей силы в КНР как факторе привлечения инвестиций в эту страну уже неактуален — по ВВП на душу населения КНР обгоняет некоторые бывшие республики СССР, в т.ч. Украину.

По состоянию на 2010 г. экономика Китая занимает 2-е место среди ведущих держав по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2-е место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

Доказательство реального его экономического роста — потребление энергоносителей. Так, потребление нефти за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 г. 300 млн. т. При этом в Китае почти отсутствует ресурсная база, которая позволила бы рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к росту зависимости от импорта. Но скопив за годы прогресса колоссальные золотовалютные резервы (Китай ныне выступает лидером по резервам и кредитором зарубежных экономик, в т.ч. США), китайцы скупают нефтегазовые активы в странах Африки и Латинской Америки, и пока справляются с нехваткой внутренних ресурсов.

Не последнюю роль в развитии Китая играют свободные экономические зоны: 4 специальные экономические зоны (регионы) — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (все три — в провинции Гуандун), а также Сямэнь, 14 — свободной (беспошлинной) торговли, 53 — высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, и 38 — по переработке продукции, ориентированной на экспорт.

Шэньчжэнь — самая быстроразвивающаяся зона, в 1979—2008 гг. средний ежегодный рост ВВП города составил 31,2%. Конечно, регион — первый в КНР по объему внешней торговли. К слову, именно здесь расположены крупнейшие сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota.

Поднебесная с давних времен является развитой аграрной страной, но когда с 50-х годов прошлого века она приступила к широкомасштабной индустриализации, доля сельского хозяйства в структуре ВВП вначале сократилась с 95% до 32%, а сегодня составляет около 10 — 15%. И тем не менее около 37% китайского населения проживает в городах, тогда как 63% — в селах.

Иными словами, уровень урбанизации тут все еще низок, а значит, избыточной рабочей силы в селе достаточно, и многие экономисты считают это одним из ключевых факторов развития страны на долгую перспективу. Более того, китайцы — очень «молодая» нация, со все еще высокими темпами рождаемости. К середине 2000-х годов лиц в возрасте 65 лет и старше было 88 млн. 110 тыс. из 1,3 млрд. общей численности населения, т.е. около 7%. Прямо противоположная тенденция наблюдается сегодня в западном мире.

Таким образом, китайская модель уже которое десятилетие демонстрирует уникальную эффективность с точки зрения развития. Судя по многим признакам, есть все предпосылки считать, что рост будет долговременным и не подверженным внешним кризисам. Укрепление Китая до сих пор во многом зависело от международной обстановки, от притока инвестиций и внешнего спроса на китайские товары. Но теперь ситуация меняется, мир все больше зависит от Китая. Словом, китайское государство с каждым десятилетием все полнее отвечает своему традиционному названию — Поднебесная.