Зачем Россия заигрывает с Северной Кореей?

На днях стало известно, что РФ готова простить Северной Корее почти $11 млрд долга. Примечательно, что больше (около $20 млрд) России должна только Куба, которой Москва списывать кредиты пока не спешит. Почему же тогда такая щедрость в отношении Пхеньяна, чем Фидель Кастро хуже Ким Чен Ира?

«Уже давно было очевидно, что Северная Корея не в состоянии вернуть не то что всю сумму, но даже десятую ее часть», — констатирует эксперт Фонда стратегической культуры Олег Ревенко. Действительно, экономика государства лежит фактически в руинах в результате многолетней изоляции от внешнего мира, которую Пхеньяну обеспечили США, причислив КНДР к пресловутой «оси зла». В настоящий момент Северная Корея занимает 99-е место в мире по объему ВВП. «Это где-то между Туркменистаном ($36,9 млрд) и Люксембургом ($41 млрд).

При этом страна устойчиво занимает последние места (199-е из 227) по величине подушевого ВВП с показателем в $1700, — рассказывает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский.

— Для сравнения: в «братском» Узбекистане данный показатель превышает $3100, в Индонезии — $4200, а на Украине порядка $6700″. Тогда чем же России интересен этот небольшой кусочек суши на Корейском полуострове и зачем Москва периодически заигрывает с «нерукопожатным» на Западе Ким Чен Иром, если КНДР даже долг вернуть не в состоянии? Ответ весьма прост: запасы полезных ископаемых, находящиеся на территории Северной Кореи, оцениваются приблизительно в $3 трлн!

«Точных статданных о природных ресурсах КНДР в силу объективных обстоятельств нет, но, по неофициальным данным и предположениям ученых, север Корейского полуострова — это настоящий кладезь природных ресурсов, таких как редкоземельные металлы, золото, серебро, цинк, свинец, медь, железо и уголь», — поясняет управляющий активами ФГ «БКС» Николай Солабуто. Кроме того, по неподтвержденной информации, на корейском шельфе Японского и Желтого морей имеются признаки наличия крупных месторождений нефти и газа.

Если прибавить к этому еще и то, что порядка 95% всех месторождений Корейского полуострова находится на территории КНДР, а на Южную Корею приходится не более 5%, интерес России к заигрыванию с северокорейским режимом становится абсолютно понятен. Прощая долги, наша страна может получить доступ к этим «закромам». Но на пути превращения КНДР в новый Кувейт есть несколько сложностей, могущих оказаться для Москвы неразрешимыми.

И дело здесь не только и не столько в одиозности политического режима Северной Кореи и его отношениях с Западом. Ведь российские компании успешно сотрудничали с Ираком уже после того, как Саддам Хусейн стал для США чуть ли не вторым Бен Ладеном. На природные ресурсы КНДР, помимо России, имеется еще один претендент — КНР. По неподтвержденным сведениям, китайские компании уже ведут разведку и частично разработку месторождений в приграничных районах, и пускать туда РФ никто не намерен.

Дальневосточный Кувейт

«КНДР богата целым рядом полезных ископаемых. Прежде всего речь идет о редкоземельных металлах, таких как цезий, вольфрам, церий, эрбий, лантан и ряде других. Именно эти редкоземельные металлы представляют особенно высокую ценность, так как без них невозможно производство практически никакой современной техники, электроники и оборудования», — рассказывает Владислав Жуковский. По словам источника «Ко» в Минэкономразвития, Северная Корея обладает вторыми по величине в мире, после Китая, запасами редкоземельных металлов.

Суммарный объем запасов Поднебесной превышает 90 млн тонн, тогда как в СНГ их всего 21, в США — 14, а в Австралии чуть более 5,8. Если еще несколько лет назад лидерами по добыче редкоземельных металлов были США, то теперь Пекин фактически вытеснил Штаты с этого рынка, обеспечив 97% мирового спроса.

Лишним подтверждением желания Поднебесной монополизировать этот рынок является повышение налогов, которое только с начала текущего года привело к сокращению экспорта и росту цен на редкоземельные металлы в 5 (!) раз. Власти КНР заявляют, что все это делается с целью защиты окружающей среды, на самом же деле речь идет об установлении монопольного положения китайских производителей на глобальном рынке, уверены эксперты. «Другими словами, КНР является одним из крупнейших игроков на данном рынке и проводит крайне активную политику по установлению контроля над природными ресурсами третьих стран.

На уровне первых лиц Компартии Китая сформулирована доктрина расширения экономического присутствия Поднебесной в мире и увеличения степени присутствия китайского капитала на рынках третьих стран», — отмечает Владислав Жуковский. При этом, в отличие от западных корпораций, навязывающих странам третьего мира кабальные и неподъемные условия эксплуатации их недр, Китай действует гораздо тоньше и изысканней.

КНР проводит политику так называемой мягкой экономической колонизации третьих стран, постепенно проникая на их рынки в обмен на инвестиции и встраивая их экономику в свой собственный воспроизводственный комплекс. Еще одним фактом, подкрепляющим это утверждение, является то, что в вузах Северной Кореи обучаются очень много детей бизнесменов и чиновников Китая.

И дело здесь вовсе не в высоком уровне образования, а в возможности обрести дружеские связи с отпрысками северокорейской политической элиты, которые впоследствии наверняка займут ключевые посты в КНДР. «Закономерным итогом политики экономической экспансии китайского капитала стало то, что китайские диаспоры (триады) контролируют от 35 до 70% ВВП во Вьетнаме, Индонезии, Мьянме, Таиланде и прочих странах Юго-Восточной Азии. Стоит сказать, что практически все страны на восточном побережье Африки находятся под контролем китайских корпораций и в значительной степени корректируют свою политику в интересах корпораций из Поднебесной», — заключает Владислав Жуковский.

И хочется, и колется

«Теоретически в разработке богатых ресурсов Северной Кореи могли бы участвовать такие крупные компании, как Evraz, «Норникель», «Мечел» и другие», — полагает Николай Солабуто. Источник «Ко», близкий к российскому Министерству иностранных дел, подтверждает, что на протяжении последних лет отечественный бизнес весьма активно интересуется природными запасами Северной Кореи. По его словам, в Пхеньян регулярно приезжают делегации, представляющие интересы различных отечественных финансово-промышленных групп, но, насколько ему известно, никому пока не удалось договориться о доступе к тамошним «кладовым».

«Шансы принять участие в добыче полезных ископаемых на территории КНДР зависят не от возможностей нашей страны или отдельных компаний, а от позиции властей КНДР. Как они решат, так и будет, и никакие наши аргументы не помогут, если решение примут не в нашу пользу», — подчеркивает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Однако все без исключения потенциальные «интересанты» заявили «Ко», что не рассматривают Северную Корею в качестве ресурсной базы для своего бизнеса. «У ГМК «Норильский никель» интереса к этой ресурсной базе не было», — сказал «Ко» официальный представитель компании Виктор Бородин.

«Урановый холдинг «АРМЗ» не рассматривает возможность разработки месторождений урана в Северной Корее. Мы не ведем и никогда не вели никаких переговоров по этому поводу», — добавил пресс-секретарь ОАО «Атомредметзолото» Артем Горбачев.

«Совершенно непонятно, чем вас так заинтересовала Северная Корея, какие вы там месторождения нашли, с какими запасами, на каких условиях разработки. Насколько вообще актуальна эта тема? Может, мне попытать наших специалистов насчет возможности добычи нефти в Антарктиде?» — иронизирует начальник пресс-службы ОАО «Сургутнефтегаз» Раиса Ходченко.

Тем не менее в начале сентября стало известно, что своих представителей в Пхеньян направили Внешэкономбанк, «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», РЖД и ряд других компаний. «В июне 2009 г. «Газпром» и Kogas подписали соглашение о совместном исследовании проекта поставок газа. Соглашение предусматривает изучение вариантов организации поставок газа от конечной точки газотранспортной системы Сахалин — Хабаровск — Владивосток в Корею, — рассказали «Ко» в газовой монополии. — В настоящее время стороны ведут переговоры по реализации данного соглашения». О подробностях проекта в «Газпроме» говорить не пожелали.

Такая скрытность отечественного бизнеса в плане отношений с Северной Кореей абсолютно понятна, поясняет источник «Ко» в Минэкономразвития: «Российские компании активно занимают на Западе, реализуют проекты с американскими и европейскими партнерами, они просто боятся испортить с ними отношения, «подружившись» с «нерукопожатным» Пхеньяном». Поэтому все фигуранты предпочитают сохранять информацию о контактах с северокорейскими чиновниками в тайне.

Труба в никуда

Помочь российским компаниям «застолбить» себе место в Северной Корее попыталось высшее политическое руководство страны. Во время недавней встречи Дмитрия Медведева и Ким Чен Ира в Улан-Удэ была достигнута договоренность о реализации в КНДР сразу нескольких проектов с участием наших компаний. В первую очередь речь идет о прокладке уже упомянутого газопровода через территорию Северной Кореи в Южную. «С одной стороны, это, скорее, политический проект, чем экономический. С другой, выход на новые рынки — одна из важных задач, которая может быть приоритетней рентабельности.

Поставки по трубе надежнее и дешевле, это должно дать преимущество российскому газу. Конечно, потребуется еще много времени на обустройство инфраструктуры, — рассуждает аналитик ФГ «БКС» Андрей Полищук. — Сложные отношения двух соседних государств могут заметно осложнить и замедлить процедуры инвестирования в этот проект, так что говорить о его конкретных перспективах еще преждевременно». «Газпрому» интересен выход на азиатский рынок, так как в Европе он сталкивается с растущей конкуренцией за потребителя с производителями Персидского залива. Более того, темпы роста азиатских экономик значительно выше, чем в развитых странах (5-7% против 2-3%). В то же время строительство газопровода через территорию КНДР несет в себе высокие риски.

Поэтому для «Газпрома» более целесообразным был бы выход в Азиатско-Тихоокеанский регион путем развития проектов по сжиженному природному газу, который бы дал госкомпании дополнительную гибкость и простор для маневра», — добавляет заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин. Но источник «Ко» куда более пессимистичен в своих оценках: «Южная Корея никогда не будет вкладывать в реализацию проекта свои средства, не получив достаточных гарантий безопасности специалистов и возврата инвестиций со стороны Пхеньяна.

Между тем КНДР не может дать стопроцентных гарантий, особенно учитывая, что две страны до сих пор формально находятся в состоянии войны». Кроме того, другой источник, близкий к газовой монополии, утверждает, что Сеул опасается повторения ситуации с Украиной, когда Пхеньян, «сев на трубу», сможет диктовать южанам свои условия. Кстати, этот аспект переговоров беспокоит и российскую сторону. Так что, несмотря на наличие политической воли, до реализации проекта еще очень далеко, если он вообще когда-нибудь будет воплощен «в металле».

Железнодорожный тупик

Второй проект — это строительство Транскорейской железной дороги, которая позволит связать «Транссиб» с незамерзающими портами в Южной Корее и обеспечить быстрый транзит грузов до границ Западной Европы. ОАО «РЖД» уже реализует проект Хасан (РФ) — Раджин (КНДР) и рассматривает это как пилотную часть реконструкции всей Транскорейской магистрали. «Восстановление Транскорейской железной дороги, на мой взгляд, выгодно России и в экономическом, и в политическом плане.

Это даст РФ возможность развивать торговые отношения с КНДР и Южной Кореей, а российским компаниям — участвовать в разработке природных ресурсов Корейского полуострова», — отмечает Николай Солабуто. Действительно, чтобы отечественные компании начали широкомасштабные инвестиции в разработку полезных ископаемых в КНДР, им нужно обеспечить в первую очередь транспортную инфраструктуру. Таким образом, российские власти пытаются одновременно убить двух зайцев: сделать «Транссиб» основной магистралью перевалки грузов из Юго-Восточной Азии, которые ранее шли исключительно морем, и сделать Корею привлекательной для инвестиций со стороны наших добывающих компаний.

Однако источник «Ко», близкий к переговорам, указывает на один нюанс, могущий перечеркнуть весь проект Транскорейской магистрали. Речь идет о крайне сильном морском лобби, сложившемся в Сеуле. Дело в том, что после войны Севера и Юга в начале 50-х годов прошлого века Республика Корея развивалась фактически как островное государство, сделав ставку на перевозки по морю. В этом Сеул весьма преуспел, став в один ряд с ведущими морскими державами мира. Источник «Ко» утверждает, что южнокорейские корпорации будут всячески сопротивляться созданию альтернативного, сухопутного маршрута доставки грузов. Не говоря уже о том, что Сеул ставит под сомнение пропускную способность «Транссиба».

Примечательно, что РЖД уже реализует в КНДР один проект — восстанавливает железнодорожную линию до порта Раджин. Он интересен тем, что не замерзает даже зимой, в отличие от российских дальневосточных портов. Работы по восстановлению магистрали планируется завершить в 2012 г. Но южнокорейские компании, на транзит грузов которых был рассчитан весь этот проект, пока не заключили ни одного контракта. «Им это направление неинтересно, так как несет в себе высокие риски. Деньги, вложенные РЖД в проект, вряд ли когда-нибудь вернутся», — резюмирует источник в Минэкономразвития.

Между страхом и жадностью

Эти «пробные шары» российского бизнеса в Северной Корее хотя и рискуют стать очередным бессмысленным долгостроем, на который будут выкинуты миллиарды, тем не менее демонстрируют желание наших властей сдвинуть торгово-экономическое сотрудничество между странами с мертвой точки. Ради этого не жалко пожертвовать даже $11 млрд безвозвратного долга. Тем более что вслед за госмонополиями в Северную Корею могут потянуться и частные компании, даже те, которые сейчас эту возможность категорически отрицают, стремясь сохранить в глазах Запада политкорректное лицо.

«Нужно отдавать себе отчет в том, что и капитал, и собственность, и имущество наших управленцев находятся в Европе или США, но никак не на территории Северной Кореи или Ирана. И каждый из них в самую последнюю очередь хочет отвечать на малоприятные вопросы зарубежных правоохранительных органов, чем они занимались в Северной Корее», — подчеркивает Владислав Жуковский. Тем более что в случае необходимости и ухудшения политических отношений между США и Россией наши компании могут быть обвинены во всех смертных грехах, начиная от оказания помощи режиму Ким Чен Ира и заканчивая поддержкой мифического «международного терроризма».

Совершенно очевидно, что никто из владельцев крупных российских компаний не хочет создавать себе лишние проблемы и трудности. Но это лишь пока. Если хотя бы одно из начинаний окологосударственного бизнеса в КНДР окажется успешным, частные коммерческие структуры забудут о политкорректности в отношениях с Западом, ведь цена вопроса — $3 трлн.

Владислав Жуковский, старший аналитик ИК «Риком-Траст»:

«Американский истеблишмент на протяжении последних 60 лет обвиняет КНДР в заговоре против демократии и западного мира. При этом за последние полвека Северная Корея вообще не участвовала в сколько-нибудь значимых военных операциях, а США успели повоевать со всем миром. В настоящий момент основная претензия к Ким Чен Иру состоит в том, что он санкционировал разработку атомного оружия и даже сумел провести ряд относительно успешных испытаний самых элементарных «грязных» бомб в 2006-м и 2008 г.

Судя по всему, руководство Северной Кореи весьма здраво оценивает складывающуюся в мире военно-политическую обстановку и прекрасно помнит опыт Ирака и Афганистана. И другого выбора, чтобы защититься от добровольно-принудительной «демократизации» со стороны Запада, оно просто не видит. Несмотря на весь шквал негативной информации, направленной на дискредитацию нынешнего политического руководства Северной Кореи, последнему удается удерживать страну от коллапса. Однако экономическая ситуация в стране остается крайне тяжелой, и выживание граждан в значительной степени обеспечивается за счет международной гуманитарной помощи».