Страшная ложь о войне: Россия давит прибалтов, но прощает иранцев

В отличие от Израиля, Россия проявляет двойные стандарты не только в отношении проблематики терроризма на Ближнем Востоке и на Кавказе, но и фальсификации истории Второй мировой войны. Судя по вчерашним событиям, то, что не прощается прибалтам и украинцам, дозволено иранцам.

22 сентября сентября президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступил с трибуны ООН с очередной своей пламенной речью, обвинив американский империализм и сионизм во всех бедах человечества. При этом он позволил себе весьма вольную интерпретацию ряда исторических фактов, в частности обвинив Запад в развязывании Второй мировой войны. Кроме того, Ахмадинежад в вызывающей форме напомнил о том, что его страна отрицает Холокост европейского еврейства, и якобы за это подвергается давлению империалистов.

По ходу этого выступления в знак протеста зал Генассамблеи ООН покинули представители США и стран Евросоюза, Австралии, Новой Зеландии, и даже Сомали. Канадцы изначально бойкотировали речь иранского президента. В свою очередь, американская сторона объявила выступление Ахмадинежада «гнусными антисемитскими обвинениями». А официальный Иерусалим напомнил, что «лидеры Ирана постоянно повторяют призывы к уничтожению Государства Израиль и отрицают Холокост».

И хотя речь Ахмадинежада содержала явную фальсификацию истории Второй мировой войны, против чего Москва настойчиво выступает, когда это исходит от прибалтов, украинцев или поляков, в данном случае ее официальные представители никак не отреагировали. Российские дипломаты спокойно слушали речь иранского президента, даже когда зал покинули европейцы. Не последовало осуждений по этому поводу со стороны Москвы и почти сутки спустя после выступления иранского президента. Зато весьма показательно, что в тот же день он объявил в интервью телеканалу Russia Today, что Иран ведет «переговоры с Россией о строительстве новых АЭС». Одновременно стало известно, что «Ростехнологии» договорились с Тегераном о реализации проекта стоимостью 1-1,2 млрд долларов по освоению крупнейшего в мире из известных неиспользуемых цинковых месторождений.

Как и в отношении к проблеме терроризма на Ближнем Востоке и на Кавказе, Москва фактически проявляет в данном случае двойные стандарты. Самым жестким образом осуждая литовцев, эстонцев, латышей и украинцев за попытки фальсификации истории Второй мировой войны, она оставляет без внимания аналогичные действия Ахмадинежада. Причем такой подход по сути противоречит официальной позиции России, которую не раз озвучивали президент Медведев, премьер-министр Путин, глава МИД Лавров и другие высокопоставленные чиновники.

Как отмечал российский президент в феврале прошлого года, накануне встречи с израильским премьером в Москве, важно «не допустить вольных интерпретаций и фальсификаций того, что на самом деле происходило, это важно и для России, и для Израиля, и для всего мира».

«Холокост взывает не только к нашей памяти. Он взывает к нашему разуму. Каждый шаг, каждый поступок на нашей хрупкой и такой ранимой планете мы обязаны сверять с набатным камертоном Освенцима. В его предостерегающем звоне – настойчивый призыв к международному сообществу объединиться в борьбе против экстремизма и антисемитизма… Набат Освенцима – это грозное предупреждение тем, кто, увлекаясь пропагандистской риторикой, ставит под сомнение факт и масштабы уничтожения европейских евреев в годы Второй мировой войны», — говорил в январе 2007 года глава российской дипломатии, но после того, как его подчиненные не присоединились к западным коллегам во время вчерашней речи Ахмадинежада, эти слова звучат как-то неубедительно.

«Особое значение мы придаем скоординированному отпору «историческому реваншизму, попыткам фальсификации истории Второй мировой войны», — утверждал в январе 2009 года замминистра иностранных дел Яковенко. Он отмечал тогда, что «задачи в сфере противодействия попыткам фальсификации истории Второй мировой войны находятся в зоне особого внимания министерства».

В свою очередь, Израиль всегда однозначно поддерживал Россию в данном вопросе, даже когда это напрямую затрагивало его отношения со странами Балтии. Так, в ноябре 2009 года президент Шимон Перес в интервью изданию Lietuvos rytas отказался ставить знак равенства между нацистским и сталинским режимами, что вызвало официальный протест группы литовских парламентариев. Аналогичной позиции придерживались Перес и Нетаниягу в своих совместных декларациях с Медведевым в 2009-2010 годах.

Однако Москва де-факто проявляет различные подходы к этой проблеме, когда речь идет о ее западных и южных соседях. А ведь еще совсем недавно замминистра иностранных дел Карасин публично обещал: «Будем и впредь твердо противодействовать любым попыткам фальсификации истории той войны…». Но почему-то 22 сентября российские дипломаты предпочти не вспоминать об этих обязательствах.