Скрытая угроза территориальной целостности Украины

Попытка вбросить в СМИ тему крымских татар недавно уже состоялась — силовики начали раскручивать тему движения Хизб ут-Тахрир и Ат-Такфир-Валь-Хиджра.

Однако президентские выборы и эпидемия гриппа заняла умы и сердца наших граждан и наших политиков. Последние полностью сконцентрировались на том, как бы побольше наобещать и повысить свой рейтинг. Несмотря на решение глобальных задач нашими участниками «президентского забега», нельзя не видеть проблему, которая из-за политической и экономической ситуации в стране пока не попала в центр общественного внимания, однако не становится от этого менее острой: проблему статуса крымских татар в Украине. Если отбросить всякие конъюнктурные политические соображения, она остается одной из самых противоречивых и потенциально взрывоопасных.

Проблему эту можно еще назвать правовой бомбой замедленного действия. Отсчет начался еще в 1996 году, когда срочно принимали Конституцию Украины. Вообще, эта ситуация достаточно ярко отображает дух и атмосферу, при которых проходило голосование по принятию Основного закона. Бездумное перенимание чужих формулировок привело к тому, что на ровном месте была создана возможность угрозы территориальной целостности Украины. Речь идет о трех статьях Конституции, в которых встречается термин «коренной народ». Согласно статье 11, «государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины».

Все вроде бы правильно написано. Если бы не этот термин – «коренной народ». Чуть ниже мы рассмотрим его значение подробнее. Теперь же процитируем еще две статьи, в которых он упоминается. Итак, следующей статьей, где мы вновь находим «коренные народы», является стать 92, пункт 3. Согласно ей: «Исключительно законами Украины определяются: 3) права коренных народов и национальных меньшинств». И, наконец, последняя статья, в которой упоминаются коренные народы, — 119 статья, пункт 3:

«Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают: исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств – также программ их национально-культурного развития».

Трижды термин «коренной народ» встречается в Основном законе и трижды вместе с термином «национальные меньшинства». Таким образом, эти понятия разграничиваются.

Однако, что такое «коренной народ», кто подпадает под это определение, в украинском законодательстве не определено. Тем не менее в Конституции этот термин присутствует. Воспользуемся международным определением, чтобы разобраться. В 1989 году Международная организация труда приняла специальную конвенцию о правах коренных народов. Согласно ей, под понятие «коренной народ» подпадают «народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».

Кроме того, «указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции».

Через 15 лет ООН приняла решение отмечать День коренных народов ежегодно 9 августа.

Этот день можно назвать лакмусовой бумажкой, которая показывает, кто в той или иной стране претендует на статус коренного народа. Ни для кого не секрет, что у нас это в первую очередь крымские татары. Они одними из первых отметили этот день в Крыму и в очередной раз подтвердили желание получить статус коренного народа.

Как видно из определения, данного в конвенции МОТ, для признания какого-либо этноса коренным народом достаточно того, чтобы представители этого этноса сами попросили об этом. У нас же, как мы уже отмечали, термин «коренной народ» заложен в саму Конституцию. Таким образом, наши законодатели уже облегчили притязания этносов на статус коренного народа.

Теперь разберемся, почему же этническому меньшинству (в нашем случае крымским татарам) так выгодно получить этот статус. Здесь следует выделить два аспекта.

Один из них заложен в уже упомянутой Конвенции о правах коренных народов. Этот документ гарантирует коренному народу право на собственность и владение землями, которые тот традиционно занимает. А также право на разработку их ресурсов. Таким образом, крымские татары смогут легитимировать на международном уровне захват все новых и новых участков земли, представив все борьбой за свои права как коренного народа, который десятилетиями притесняли на его же земле. В Конвенции, однако, с самого начала упоминается, что «использование термина «народы» в настоящей Конвенции не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в соответствии с международным правом». Другими словами, сразу вычеркивается право на создание собственного государства. Тем не менее политический аспект содержит другой международный документ – Декларация ООН о правах коренных народов, принятая в 2007 году. Статья 3 утверждает, что «коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

В следующей статье уточняется, что при осуществлении своего права на самоопределение, коренные народы имеют право на автономию. Получается, что признание крымских татар коренным народом чревато для Украины возникновением автономии в автономии. Причем автономии, имеющей достаточно серьезные права. К тому же государство обязано субсидировать это новообразование. В конце Декларации для проформы указано, что ничто в документе не может быть истолковано как поощрение к нарушению территориальной целостности независимых государств. Но, как показывает практика последних лет (Косово), главное — начать. В украинских условиях таким началом будет признание крымских татар коренным народом. Такой шаг украинской власти, если не будет напрямую продиктован из-за океана, то уж точно Вашингтон поддержит его постфактум. Ведь создание крымско-татарской автономии в Крыму создаст серьезный очаг нестабильности под самым боком у России. Однако самое главное, что он создаст очаг нестабильности в самой Украине – культурный анклав, чуждый православно-славянской матрице, притязающий не только на духовную, но и на политическую независимость. Как показывают события последних лет, наши политики так и не осознали всю серьезность ситуации. Вместо того, чтобы урегулировать этот вопрос на правовом уровне, раз и навсегда закрыть его, они борются с «русской угрозой» в Крыму и присутствием Черноморского Флота России в Севастополе. И не замечают, что с каждым годом ситуация с «коренным народом» все больше и больше выходит из-под их контроля.