КС Украины вбил последний гвоздь в гроб «оранжевой революции»

Построение вертикали власти новой командой на Украине завершилось довольно эффектным ходом. Конституционный суд страны признал неконституционным закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года (так называемая «политреформа 2004 года») в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Согласно вердикту, закон утратил силу со дня принятия данного решения, а именно с 30 сентября.

Такое решение Конституционного суда огласил его председатель Анатолий Головин. В решении говорится: «Конституционный суд исходит из того, что признание неконституционным закона 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции, которые были изменены, дополнены и исключены законом 2222… Признание неконституционным закона N 2222 (…) означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции Украины, которые были изменены, дополнены или исключены законом N 2222… В соответствии с частью 2 статьи 70 закона Украины «О Конституционном суде Украины» возложить на органы государственной власти обязанности по выполнению данного решения относительно приведения нормативно-правовых актов в соответствии с Конституцией Украины от 27 июня 1996 года в редакции, которая существовала до внесения в нее изменений законом «О внесении изменений Конституции Украины» от 8 декабря 2004 года N 2222-IV».

Решение данного суда является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Самое важное в нем – немедленное возобновление действия Конституции 1996 года. Одним махом Виктору Януковичу возвращены те полномочия, которыми обладал Леонид Кучма. Не зря 252 народных депутата, входящих в правящую парламентскую коалицию, обратились в Конституционный суд. В своем представлении они просили признать закон полностью неконституционным в связи с нарушением установленной Конституцией процедуры его рассмотрения и принятия. Дело в том, что законопроект был принят Верховной Радой без обязательного в таком случае заключения КС о соответствии требованиям статьей 157 и 158 основного закона.

Виктор Янукович без особенной борьбы (за решение об отмене политреформы 2004 года проголосовали все 18 судей Конституционного суда Украины, хотя некоторые приложили особые мнения) получил такой подарок, о котором не смел и мечтать. Теперь ему не нужно вести с парламентом утомительные консультации по кадровому составу кабинета, создающемуся отныне не на партийно-фракционной основе. Украина теперь – президентская республика, где президент – безусловный глава исполнительной власти. Вспомним, что в период премьерства Юлии Тимошенко на Украине фактически было два центра власти – глава правительства и президент, причем между ними могли быть острейшие и непримиримые противоречия. Теперь же это невозможно конституционно. Премьер, по Конституции 1996 года, – не самостоятельная политическая фигура, а просто помощник президента по управлению правительством.

Однако, несмотря на то, что значительная часть украинского политикума (например, бывший президент Кравчук или вице-премьер, лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко) встретила решение суда с одобрением, оно порождает немало двусмысленностей. Ведь теперь «провисает» значительная часть решений, принятых между 2004 и 2010 годами. Например, статус и судьба ныне действующего президента. Его же выбирали с одними полномочиями, а теперь у него по факту оказываются совсем другие. Насколько совместимо это с конституционным правом? Непонятен также статус нынешнего правительства – должно ли оно быть сформировано заново в соответствии с новой – старой Конституцией?

Недаром председатель Верховной Рады Владимир Литвин сказал, что в связи с решением Конституционного суда необходимо внести изменения почти в 40 законов. Также спикер предложил: «С правовой точки зрения безукоризненно чистым был бы ход, если бы Верховная Рада своим решением обнародовала текст Конституции, поскольку в архивах парламента находятся все документы, которые касались и принятия Конституции Украины 1996 года, и сам ее текст». Также Литвин считает, что надо определиться с порядком применения решения в части сроков функционирования органов власти.

Сам Виктор Янукович поспешил успокоить соотечественников: «Мы вернулись к Конституции, которую Европа и мир признали, как одну из наилучших… Как гарант Конституции я выполню это решение, как выполнил бы любое другое». Но затем он сказал нечто более важное: «Все наши последующие действия по усовершенствованию Конституции будут эффективны, системны и прозрачны. Новая реформа политической системы является неотъемлемой составляющей курса реформ и станет весомым шагом к общенациональному согласию. Я поддерживаю идею референдума, а также идею Национальной конституционной ассамблеи как механизм для эффективной консолидации на пути реформирования политической системы. Это – легитимный путь, которым мы будем идти».

Все это вызывает недоумение. У Янковича в руках огромные полномочия. Зачем ему какая-то новая реформа Конституции? Он не похож на человека, готового отдать часть своей власти кому бы то ни было. С другой стороны, еще более усиливать институт президентства было бы совершенным безумием и вызовом Западу. Значит, речь идет о каких-то косметических правках, которым, однако, придается большое значение. Думается, ближайшие месяцы раскроют эту тайну.

Отмена политреформы состоялась накануне местных выборов на Украине. Победа на них Партии регионов и поддерживающих ее сил, таких как «Сильная Украина» Тигипко, станет последней ступенькой в формировании в стране новой политической конструкции. Партия регионов этим решением Конституционного суда словно получила фору в избирательной кампании. Если большинство депутатов и мэров окажутся единомышленниками Виктора Януковича, а в этом сомневаться не приходится, то вплоть до 2015 года угрожать его власти ничто и никто всерьез не сможет. Тот путь, который Россия прошла при Путине за 2-3 года, Украина пробежала буквально за полгода. Постановление суда стало последним гвоздем, вбитым в гроб «оранжевой революции», от которой остаются одни лишь воспоминания.