Геополитические интересы РФ: возможен ли компромисс?

Минувшее лето принесло не только аномальную жару в Россию,но и поставило ее руководство перед целым рядом серьезных проблем как экономического, так и политического характера. Страны бывшего СССР тоже сталкиваются с разнообразными трудностями, причем многие из них тесно связаны с тем, как складываются двухсторонние взаимоотношения с Российской Федерацией.

Целый комплекс нерешенных вопросов и не урегулированных взаимоотношений возник у России в газовом секторе. Польша пытается последовать примеру своих соседей по Евросоюзу, которые вывели из-под контроля российского Газпрома участки транспортных газопроводов, проходящих по их территории. Государства Прибалтики, входящие в единую Европу, воспользовались правом, оговоренным в третьем Энергетическом Пакете Евросоюза, по которому объекты энергетических систем стран-участниц ЕС не могут находиться в монопольном владении одной или нескольких компаний, к инфраструктурным объектам должны иметь доступ все участники энергетического рынка. В соответствии с Энергетическим Пакетом, отторжение магистральных транспортных сетей возможно тремя способами: с помощью прямой национализации; с помощью вновь образованной компании, которой государство передает право эксплуатации инфраструктурных магистралей, сохраняя при этом полный контроль над ней; с помощью приобретения контрольного пакета акций государством у компании, монопольно владеющей транспортными трубопроводами. Литва и Эстония воспользовались предоставляемым правом и распустили национальные компании Eesti Gaas и Lietuvos dujos, владевшие в этих странах транспортными трубопроводами, т.к. эти компании полностью контролировались российским монополистом Газпромом. Законность подобного решения подтвердил представитель Еврокомиссии Йозеф Эннон. Следует отметить, тот факт, что Россия с постройкой газопровода “Северный поток”, который уже проложен до территории Германии, только расширит свои транспортные и экспортные возможности, а магистральные системы в Польше, Эстонии и Литве перестанут иметь стратегическое значение.

Не совсем гладко проходят переговоры о создании совместного предприятия, основанного на активах Газпрома и украинского НАК Нафтогаза. Стороны до сих пор не конкретизировали ни список самих активов, которые станут основой совместного предприятия, ни их оценочную стоимость. Независимые эксперты отмечают стремление Москвы получить контроль над газотранспортной системой Украины, украинские же партнеры пытаются выторговать для себя снижение цены на поставляемый газ, а также добиваются пересмотра ряда положений договоров о поставке газа в страну, ранее заключенных Юлией Тимошенко в бытность премьер-министром Украины. Экспертное сообщество ставит под сомнение, что месторождения, которые российская сторона намерена передать для разработки украинцам, вообще были разведаны. Поводом для таких предположений служит закрытость информации об их месторасположении и проведении там геологоразведочных работ. Некоторые аналитики высказывают мысль о том, что российская сторона хочет чужими руками(читай — руками НАК НАфтогаза) провести разработку этих месторождений, с тем, чтобы дальше использовать их в собственных целях. Даже если Газпром передаст в разработку собственные газовые месторождения, не решен вопрос о цене за транспортировку добытых углеводородов по территории России, их таможенному оформлению и целый комплекс других проблем.

Существенно ухудшились отношения между Беларусью и РФ. Белорусская власть пытается оградить собственный суверенитет от возрастающего давления со стороны Москвы. В недавнем времени тесные союзнические отношения между двумя государствами значительно охладели. Беларусь длительное время шла в политическом фарватере России, во многом это было обусловлено тем, что страна экономически зависит от цен на поставляемое из союзной страны топлива. Кремль, пытаясь сильнее привязать к себе дружественную Беларусь, во избежание повторения ситуаций, подобных тем, что возникли в результате смены власти в Украине, бывшей еще одним партнером Москвы, когда в Киеве пришли к руководству страной прозападно настроенные националистические силы, начал оказывать на республику серьезное экономическое давление. Получив контроль над значительной частью белорусских предприятий, и, поставив под собственный контроль газотранспортную систему страны, кремлевское руководство решило отказаться от дотирования экономики Беларуси недорогими энергоносителями, начав поднимать цены на топливо для нее и лишив страну возможности реэкспорта российского газа. Это вызвало бурную реакцию у властей республики, которые, помимо соответствующих острых заявлений, начали делать шаги по поиску новых политических и экономических партнеров. Апофеозом в росте взаимного недоверия стал обмен обвинениями, связанными с попыткой поджога на территории посольства РФ в Минске, имевшим место в последние дни августа этого года.

Не менее серьезные проблемы существуют и других регионах постсоветского пространства, где Россия имеет свои геополитические интересы. Последний месяц этого лета ознаменован ростом напряженности в Закавказье, а именно – в Нагорном Карабахе. Длительный конфликт вокруг территории, населенной этническими армянами, на которую претендуют и Азербайджан и Армения, до сих пор не урегулирован. 31 августа 2010 года в этом регионе произошел очередной локальный вооруженный конфликт, в котором погибли граждане обеих стран. Москва, пытаясь не допустить эскалации насилия в регионе, а также в целях предупреждения вмешательства в нагорно-карабахский конфликт третьих стран, в первую очередь Турции, продлила пребывание российского военного контингента на территории Армении до 2044 года.

События весны и лета этого года в Кыргызстане показали, что в этой среднеазиатской стране зреет еще один очаг политической нестабильности. Свержение Президента страны Курмунбека Бакиева, пришедшего к власти в результате цветной революции, закончилось чередой кровопролитий и погромов. Новое киргизское руководство, возглавляемое Розой Отунбаевой, во избежание гуманитарной катастрофы, связанной с ростом числа беженцев из районов, подверженных насилию, обратилось за помощью к российским властям. Попытки европейского сообщества направить в регион своих наблюдателей наталкиваются на сопротивление не только местных властей, но и населения страны. Правительство Кыргызстана насчитает, что только Россия сможет обеспечить соблюдение прав населения республики, что следует из заявления пресс-секретаря новой президентской администрации Абланбека Джумабаева. Вполне возможно, что помимо политической и экономической помощи народу Кыргызстана, от России потребуется и военное присутствие в этой стране.

Продолжает развитие и ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии. Евросоюз в очередной раз показал двойные стандарты в подходах к рассмотрению проблем, опубликовав заявление Еврокомиссии относительно расследования вокруг данного конфликта. Согласно этому документу, виновной в вооруженном противостоянии признается Грузия, которая нанесла ракетно-артиллерийский удар по мирному Цхинвалу, но Европа возлагает часть вины и на Москву, которая не позволила Президенту Саакашвили продолжить уничтожение народов этих бывших грузинских автономий. Тот факт, что их суверенность не признана основной частью мирового сообщества, не позволяет говорить об Абхазии и Южной Осетии, как о части грузинского государства. ЕС само дало возможность этим республикам заявить о своей независимости при поддержке России, тем, что недавно поддержало подобное отделение Косово от Сербии. Ведь при отделении Косово, Евросоюз закрыл глаза как на незаконность самих методов борьбы косовских албанцев за независимость, так и на то, что правовой статус Косово не определен. Конфликт же на территории Грузии признан Еврокомиссией как следствие сложного многонационального структурирования региона, сохранившегося с советских времен.

Аналитическая служба Академии трейдинга Masterforex-V считает, что российское государство, обладающие огромными возможностями экономического и политического, а также военного воздействия на постсоветском пространстве может более эффективно использовать рычаги не прямого давления, а поиск возможных компромиссов, основанных на взаимной выгоде, что позволит России иметь в лице бывших республик СССР надежных и стратегических партнеров, а не страны, пытающиеся оградить себя от удушающих объятий Кремля.