Станет ли Приднестровье европейским?

Первым на территории бывшего СССР может быть разрешен территориальный конфликт, который находится ближе всего к Евросоюзу.

Занимавшийся активно в течение всего нынешнего года в качестве председателя ОБСЕ территориальными конфликтами на постсоветском пространстве, Казахстан может вздохнуть поспокойнее. Одним из таких конфликтов уже в самое ближайшее время может стать меньше, и сделано это будет, скорее всего, при прямом участии Евросоюза, а также в результате возможного ухода из Приднестровья российского воинского контингента.

А если учесть, что 28 ноября в Молдове пройдут парламентские выборы, на которых чуть ли не главной «приманкой» для избирателей станет возможное членство Молдовы в Евросоюзе (либо уже в составе Румынии, либо в весьма облегченном формате вступления), то разрешение проблемы Приднестровья может стать первым опытом для единой Европы по ликвидации оставшихся в наследство от бывшего СССР территориальных конфликтов на континенте.

Пока российские войска находятся в Приднестровье, конфликт не решить. Значит войска надо как можно быстрее оттуда вывести

Проблема нахождения какой-то взаимоприемлемой формулы разрешения конфликта в Приднестровье, который остается серьезной головной болью для всех европейских структур (в том числе — и для ОБСЕ), давно уже стала важнейшим пунктом политики Молдовы и всех ее партий. И хотя Кишинев под разным «соусом» пытался добиться от Москвы вывода российских войск из Приднестровья, военная группировка РФ оставалась в этой никем не признанной республике, и, казалось бы, никаких шансов изменить такое положение нет.
Однако за последние пару месяцев самым активным образом в конфликт решился вмешаться Евросоюз, причем главным «победителем» в этом европейском плане окажется Молдова. А вот что получит в обмен на свой возможный уход из Приднестровья Россия, еще абсолютно неясно и неочевидно. Самое основное требование европейцев к России — свернуть как можно быстрее свое военное присутствие в Приднестровье и тем самым открыть путь Молдове к ускоренной интеграции как в ЕС, так и к объединению с Румынией.

При этом в уже давно ведущихся переговорах с Россией о будущем приднестровья предлагается повысить роль как Евросоюза, так и Соединенных Штатов до посредников (до этого посредниками считались Россия, Украина и ОБСЕ в лице своего председателя Казахстана). Об этом просит не только Молдова, но и Румыния, которая также считает себя напрямую заинтересованной в скорейшем разрешении приднестровского конфликта.

Стоит также отметить тот факт, что Германия недавно стала членом Совета безопасности ООН, и одним из приоритетов немецкой дипломатии является размораживание застарелых конфликтов на европейском континенте. А для этого начать предлагается именно с Приднестровья, потому как этот регион находится территориально ближе других к Европе, да и планы интеграции с Евросоюзом у Молдовы из всех постсоветских республик считаются наиболее реальными и достижимыми.

Тем же европейцам куда сложнее ввязываться в решение конфликтов на Кавказе (особенно в том, что касается отношений между Россией и Грузией), но вот в Приднестровье они видят для себя гораздо больше шансов добиться успеха. В руководстве ЕС открыто говорят о том, что если вообще затевать вступление Молдовы в Евросоюз, то сделать это можно только вместе с Приднестровьем. А для этого конфликт между Кишиневым и Тирасполем требуется разрешить как можно быстрее.

Те же немцы считают, что Приднестровью вполне можно было бы дать статус самоуправляемой территории и самой широкой автономии в составе Молдовы, даже если она не станет форсировать свое объединение с Румынией. А для этого ЕС и его руководство намерено обсуждать эту проблему напрямую с Россией, поскольку именно ее военный контингент в Приднестровье является на сегодняшний день фактически последним препятствием, мешающим сдвинуть дело с мертвой точки в этом регионе.

Под «Приднестровский угол» европейцы подводят и обсуждение с Россией вопроса об общей европейской безопасности. И здесь как раз возможна та самая «европейская морковка», которая будет предложена России в обмен на уход из Приднестровья — а именно, начало обсуждения новых структур (пока только чисто теоретически) , которые Москва предлагает создать в Европе для поддержания коллективной безопасности взамен ныне существующих и, как считает российская сторона, устаревших и малоэффективных структур.
Со своей стороны что европейцы, что американцы пока российскую идею создания каких-то новых структур безопасности в Европе отвергают и считают, что НАТО и ОБСЕ для подобных целей вполне достаточно. Да и Соединенным Штатам нет никакого резона во что-то новое «по безопасности» в Европе вступать, если Вашингтон и так фактически единолично возглавляет и НАТО, и играет ведущую роль в евразийских процессах, которыми руководит ОБСЕ (даже не будучи одной из стран этого региона).

Подталкивают европейцы к более примиренческой позиции по отношению к Приднестровью и руководство Молдовы. Так, возобновились железнодорожные перевозки между Приднестровьем и Украиной, восстановлена телефонная связь между Кишиневым и Тирасполем. К тому же Евросоюз уже предложил ввести в зону, разделяющую на сегодня Молдову и Приднестровье, свои полицейские формирования, которые смогут заменить российских миротворцев (называются они так больше по традиции, а на самом деле это обычные воинские части, которые не дают ни одной, ни другой стороне конфликта демонстрировать лишний раз свои военные и политические амбиции).

А что на эти европейские инициативы скажет Тирасполь?

Здесь стоит упомянуть о том, что подобное желание Евросоюза и особенно Германии как можно быстрее разрулить приднестровский конфликт наталкивается на довольно серьезное сопротивление именно приднестровской стороны. Официальный Тирасполь считает, что ни о каком выводе российских войск из региона не может быть и речи, пока сам конфликт между Молдовой и Приднестровской Республикой не будет решен.

А это — фактически провозглашение Приднестровья независимым государством (которым он де-факто является уже на протяжении 18 лет) со всеми вытекающими отсюда последствиями (то есть территориальный раздел Молдовы, чего Кишинев никогда не допустит при любой там власти).
Со своей стороны приднестровские руководители, в принципе, хотели бы нормализовать свои отношения с Европой и тем самым найти поддержку уже на уровне официального Брюсселя в своих непростых отношениях с Кишиневым. И в качестве «жеста доброй воли» они могли бы договориться с Россией (да и то лишь в крайнем случае) на новый формат пребывания российских военных в регионе, но ни в коем случае не на вывод этих подразделений из зоны конфликта.

Достаточно скептически в Тирасполе рассматривается и идея Евросоюза «добить» российское военное присутствие в Приднестровье до начала саммита ОБСЕ в Астане. И уже там в торжественной обстановке можно было бы рапортовать о том, что столько лет тлевший территориальный конфликт на юге Европы наконец-таки вроде бы получил свое мирное разрешение.

Замечу также, что руководство Приднестровья всячески убеждает своих граждан, что никуда Россия из этого региона не уйдет, Приднестровье «не продаст» ни Молдове, ни Украине, ни Румынии. А сами европейцы слишком настойчиво в последнее время действуют и на деле лишь усугубляют те разногласия, которые на сегодня по-прежнему существуют между Тирасполем и Кишиневым.

При этом с российской стороны уже неоднократно заявлялось, что уход российских военных из этой точки возможен только тогда, когда Молдова и Приднестровье найдут политическое взаимопонимание и приступят к конкретным и серьезным переговорам о будущем двух территорий — прежде всего в плане их государственной формы существования.
Но как раз таки пока никаких просветов в политических дискуссиях между Тирасполем и Кишиневым не просматривается. Ничего не смог в плане сближения позиций двух сторон сделать в этом году и Казахстан как председатель ОБСЕ. Переговоры с руководством и Молдовы, и Приднестровья превращались всякий раз лишь в дежурный обмен мнениями и подтверждение непримиримых взглядов друг друга. И даже при всех талантах казахстанского посредничества и непредвзятости улучшить отношения между двумя конфликтующими сторонами так и не удалось.

Ситуация может измениться, если Молдова объединится с Румынией и получит «дорожную карту» для вхождения в Евросоюз

Между тем Евросоюз не только давит по всем каналам на Приднестровье и Россию, но и стремится как можно скорее интегрировать в единую Европу Молдову. И тем самым показать наглядный пример приднестровским руководителям того, что и они могли бы получить от ЕС, если бы прекратили конфликтовать с Кишиневым.

Главным «заводилой» в этом процессе, естественно, выступает Румыния, и именно ведущие румынские политики стремятся как можно дальше продвинуть сам процесс европейской интеграции в республике вне зависимости от того, кто победит на предстоящих в конце ноября парламентских выборах в Молдове.

Еще одной привлекательной «морковкой» для Молдовы является обещание Евросоюза уже в самом ближайшем будущем отменить визы для ее граждан. Для молдован, которые через Румынию и так сотнями тысяч кочуют по единой Европе в поисках работы, подобный вопрос крайне принципиален. Ведь на ближайшую перспективу экономика Молдовы вряд ли будет ускоренными темпами развиваться. А соответственно, вся та «лишняя» рабочая сила, которая в республике имеется, станет искать себе применение прежде всего в европейских странах, а также в России.

В Евросоюз Молдову особенно активно лоббируют не только румыны, но и целый ряд стран Восточной Европы, а также прибалты. Они требуют от молдавского руководства как можно быстрее выполнить все те требования, которые предъявляются к членам ЕС Брюсселем, а уж при голосовании о членстве в ЕС они Кишинев непременно поддержат. Такую позицию разделяют ныне находящиеся у власти в Молдове политики, и для них именно членство в Евросоюзе и НАТО, а отнюдь не в СНГ является ключевой задачей.

Их противники — молдавские социал-демократы — напротив считают, что будущее республики — не в составе Румынии и не в Евросоюзе, а в едином экономическом пространстве с бывшими советскими республиками. Руководители этой партии призывают внимательно изучить опыт работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, и в случае своей победы на выборах они обещают обратиться к руководству этой организации о приеме туда Кишинева.

И здесь очень многое будет зависеть от того, как поведет себя в ближайшие пару месяцев Россия и насколько Соединенные Штаты и Евросоюз действительно смогут «раскрутить» молдавскую политическую карту в своих интересах. Какие бы «перезагрузки» между Россией и США не декларировались, и в Брюсселе, и в Вашигтоне рассматривают неизбежность включения в единые европейские структуры всего постсоветского пространства, и уж тем более — тех республик, которые к Европе тяготеют и политически, и экономически, и в силу своего близлежащего географического положения.

У России в Молдове остается фактически единственный надежный рычаг влияния — сохранение воинского контингента в Приднестровье, да еще есть безвизовый режим по странам СНГ, что позволяет тем же десяткам тысяч молдаван беспрепятственно приезжать в российские города в поисках работы. Однако может так статься, что под давлением со стороны ЕС (и прежде всего Германии, которая хотела бы персонифицированно пробить решение приднестровского конфликта) Россия пойдет в Молдове и по Приднестровью на значительные уступки и даже выведет оттуда свои войска в обмен на пока никому неизвестные «европейские коврижки».
Важно будет и то, насколько ЕС и США смогут на самом деле повлиять на подготовку и результаты будущих парламентских выборов в республике, если в Брюсселе и Вашингтоне реально хотели бы интегрировать республику в единую Европу и оттащить ее окончательно от тех пост-советских структур, куда Молдова пока еще входит.