Госдума-2010: Медведеву можно перечить

Осенняя сессия Госдумы оказалась «урожайной» не только по количеству принятых палатой законов. В работе парламентариев отчетливо проявились новые тенденции: им, пожалуй, впервые за последние годы разрешили вступать в законодательный спор с президентом, а также проявлять некоторую самостоятельность.

Перед уходом на зимние каникулы депутаты поставили очередной законодательный рекорд, приняв 203 закона. За этой «пугающей» цифрой стоят не только внеочередные заседания профильных комитетов и молниеносная скорость нажатия на кнопки для голосования в зале заседаний. Среди одобренных думцами законов большая часть хоть и пришлась на традиционно президентские и правительственные инициативы, но заметное место в этом законодательном багаже в кои-то веки заняло «творчество» и самих депутатов (понятно дело, от «Единой России»).

Правда, парламентарии больше сработали по догоняющему принципу, воплощая в жизнь, как у них принято говорить, идеи, озвученные президентом и премьер-министром. Или пытаясь подсластить горькую пилюлю избирателям, которым уже в новом году предстоит оценить по полной программе эффект от государственной экономии на «социалке». И в этом смысле депутаты не гнушались известным политическим принципом: отбери и дай. Так, согласившись по воле правительства урезать гражданам пособия по больничным и декретным под предлогом дефицита Пенсионного фонда, единороссы спустя пару месяцев попытались компенсировать этот непопулярный шаг восстановлением права молодых семей на погашение процентов по ипотеке маткапиталом.

Но это еще не все. Зияющая «дыра» в бюджете этого фонда не помешала им, тем не менее, с помпой провести закон о сниженных ставках страховых взносов в 26% для малого бизнеса, работающего в сфере соцуслуг и производства. Цена вопроса — 78,48 млрд рублей в 2011 году и 86,42 млрд рублей в 2012 году в качестве компенсаций фонду из федерального бюджета. По сравнению с оплатой на тот же период больничных и декретных — это сущие гроши, зато сколько «пиара» заботливого отношения власти к малому бизнесу!

Впрочем, в следующем году «пиара» в работе Думы только прибавится (как ни крути, страна вступает в предвыборный год). А одной из составляющих такой деятельности станет, судя по всему, показная самостоятельность и независимость парламента — конечно же, от президента и чуть-чуть от премьер-министра. Вступать в открытый спор с президентом думцам стали разрешать уже в эту сессию. Причем к дискуссии допустили и представителей оппозиционных фракций.

Наиболее ярко это проявилось при принятии Госдумой президентских законопроектов о создании Следственного комитета и введении уголовной ответственности за пособничество терроризму. Сыр-бор, устроенный по этому поводу на Охотном ряду, вылился в итоге не просто в дополнение этих законов традиционно техническими и лингвистическими оговорками, а в серьезную, концептуальную правку. Напомним, в результате доработки этих законов прокуроры смогли значительно усилить свой надзор за следствием, а сажать в тюрьму за пособничество террористам в итоге вряд ли смогут тех, кто всего лишь «варил для них щи».

Подобная самостоятельность в исправлении президентских ошибок до сих пор считалась для депутатов непозволительной роскошью. Да что там, еще в сентябре — начале октября этого года редко какая из законодательных инициатив главы государства наталкивалась даже на обычные возражения при обсуждении в зале заседаний. Депутаты, включая оппозиционных, порой молчали, словно рыбы.

Но именно под конец года все вдруг открыли рты. И именно по поводу инициатив Дмитрия Медведева. Так что, судя по всему, в следующем году кампания по выборам в Госдуму-2011 будет гармонично перемежаться с другой, рано стартовавшей, — по избранию президента в 2012 году.