Крым: ТВД вместо курортной зоны?

В БЫВШЕЙ «ВСЕСОЮЗНОЙ ЗДРАВНИЦЕ» СЕГОДНЯ НЕСПОКОЙНО

Массовое возвращение татар в Крым из Средней Азии, начавшееся в конце 80-х годов и продолжающееся до настоящего времени, положило начало процессам, нацеленным на создание на юге Украины мощного мусульманского анклава. А потому вполне реальна перспектива возникновения в будущем на территории полуострова крымско-татарского национального исламского государства, что может дестабилизировать ситуацию не только в Крыму, но и на Украине и в России.

В то время как Партия регионов и ее лидер президент Украины Виктор Янукович предпринимают шаги, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, обстановка в Крыму вновь резко обострилась. Формально это связано и с до сих пор не снятыми с повестки дня земельными вопросами, и с недавним решением властей автономной республики уволить с руководящих должностей всех представителей крымских татар. Последние 12 июля начали массовую бессрочную акцию протеста.

Существующая с 2007 года общественная организация «Авдет» («Возвращение») инициировала в Симферополе и Киеве пикеты и митинги, которые, по словам одного из ее лидеров Даниала Аметова, должны напоминать украинскому руководству о проблемах репатриантов и о необходимости выделения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Дело в том, что в марте 2010 года председатель Совета министров Крыма Василий Джарты на встрече с активом «Авдета» обещал ему решить земельный вопрос. Однако теперь крымские власти при поддержке Виктора Януковича, напротив, приступили к инвентаризации участков, ранее самовольно занятых крымскими татарами. По данным Главного контрольно-ревизионного управления Украины, на начало июля этого года в Крыму без разрешительных документов незаконно используется 12,7 тыс. га. Министр внутренних дел страны Анатолий Могилев, ранее долгое время проработавший в Крыму, считает, что милиция должна помогать обеспечивать исполнение судебных решений об освобождении земель, захваченных крымскими татарами.

«Авдет» в свою очередь распространил листовку, в которой указывается: «Земля в Крыму есть. Для снятия напряжения на сегодняшний день необходимо 2,5 тыс. гектаров — это всего 0,096% территории полуострова».

Между тем в СМИ и политических кругах Украины активизировались разговоры о том, что протестное движение в Крыму может стать более масштабным и не исключено, что крымские татары объявят о создании своего государства. Ведь еще в 1991 году, в момент распада СССР, меджлис крымско-татарского народа принял так называемую декларацию о суверенитете, в которой объявил полуостров «национальной территорией», на которой только крымские татары обладают «правом на самоопределение». От своих требований нелегитимный парламент не отказался до сих пор. Сейчас его члены требуют созыва очередного съезда соплеменников и начала новых акций по отстаиванию своих прав.

Национальные конфликты в новейшей истории Украины и Крыма отмечались не раз. Происходили стычки крымских татар с представителями других народов, живущих на полуострове, с милицией, ОМОНом, внутренними войсками. Это противостояние порой успешно использовалось украинскими политиками. Так, в массе своей крымские татары поддержали «оранжевую революцию» и Виктора Ющенко. Но он, заняв президентское кресло, так и не выполнил своих обещаний о предоставлении им земли, не говоря уже о национальной автономии.

В условиях становления власти Партии регионов и без того непростая ситуация в Крыму опять приближается к взрывоопасной точке. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько масштабными могут стать волнения крымских татар? Как на них отреагируют власти? Какова степень вероятности возникновения гражданской войны и не превратится ли Крым во вторую Чечню?

Непредвзятый анализ обстановки позволяет говорить о том, что и меджлис, выдвигающий политические требования, и организация «Авдет», в настоящий момент вроде бы ратующая только «за решение земельного вопроса», вполне могут организовать масштабные акции неповиновения. При этом, казалось бы, «нейтральный», неполитизированный внешне «Авдет» на самом деле имеет более глубокое влияние на крымско-татарский народ через тюркских мусульманских проповедников и, видимо, получает финансовую подпитку от определенных радикальных исламских организаций Турции.

Кстати, в отличие от Ющенко в своих предвыборных речах Виктор Янукович не обещал крымским татарам каких-то особых привилегий и благ. При этом он не отказывается вести диалог с ними в русле правового поля. Отсюда и его жесткие действия, связанные с инвентаризацией самовольно захваченных земель.

На первый взгляд у крымских татар, доля которых в структуре более чем двухмиллионного населения полуострова составляет всего 12%, нет шансов на то, чтобы добиться выполнения своих требований с помощью каких-либо радикальных действий. Однако, по мнению экспертов, в ближайшее время можно ожидать, что 270-тысячная крымско-татарская община «может увеличиться как минимум на 100 тысяч новых возвращенцев, готовящихся к переезду на историческую родину». Кроме того, надо учитывать тот фактор, что с годами крымские татары становятся все более организованными, а на первое место в их среде выходят религия и светская исламская знать — муллы, в том числе и ваххабитского толка.

Но от Януковича крымские татары вряд ли дождутся каких-то «поблажек». Ведь среди жителей даже самых «татарских» районов полуострова крымских татар менее 30% (Бахчисарайский — 21%, Ленинский и Белогорский — по 29%, при этом доля русских в населении автономной республики — 58%, украинцев — 24%). Вот почему крымские власти быстро «освободили» ряд органов местного самоуправления от представителей крымско-татарской общины, которых поставила на эти должности «оранжевая» власть.

Конечно, это не нравится «вождям» крымских татар, отсюда и недовольство. Но на полуострове достаточно сил и средств, чтобы охладить пыл недовольных и пресечь выступления экстремистски настроенных личностей. По официальным данным, в Симферополе и Феодосии находятся полки внутренних войск. Ряд батальонов ВВ дислоцирован вдоль побережья (в Ялте, Алуште, Севастополе, Джанкое и Бахчисарае). К наведению порядка могут подключиться и вооруженные силы Украины, в том числе контингенты военных моряков, а также подразделения российского Черноморского флота, находящиеся в Крыму.

Со стороны радикальных крымско-татарских группировок (в основном исламистского толка) существует угроза терактов. Именно этим обстоятельством Крым может напоминать регионы Северного Кавказа. Возможными целями экстремистов могут стать украинские воинские части, а также Черноморский флот России. Официально Киев и Москва будут организовывать предупредительные профилактические действия, антитеррористические операции, поскольку им совершенно невыгодно поддерживать нестабильность в самом важном в СНГ курортном регионе, которым является Крымский полуостров.