Литва, январь 1991-го: свои стреляли в своих

Начало этим событиям положило заявление председателя Совета Национальностей Рафика Нишанова о том, что в адрес Верховного Совета СССР приходят «многочисленные телеграммы жителей Литвы с призывом к союзному руководству навести в республике порядок». Он сказал это 8 января, а на следующий день у здания Верховного Совета Литовской ССР собрались тысячи людей. Они пытались прорваться в здание.

10 января Михаил Горбачев выступил с требованием восстановить действие Конституции СССР в Литве. 11 января советский гарнизон занял Дом печати в Вильнюсе, ретрансляционный телевизионный узел в Неменчине, различные здания, именуемые «партийной собственностью».

Главные события произошли в ночь с 12 на 13 января у здания телебашни. Там были тысячи людей, которых председатель парламента Витаутас Ландсбергис призвал на защиту независимости. Они противостояли советским солдатам, которым отдали приказ занять объект. Итог тех событий — 13 погибших защитников независимости.

— Самым подлым ударом по «Альфе» стали события в Вильнюсе в январе 1991 года, — вспоминал потом бывший офицер «Альфы» Виктор Лутцев. — По приказу из Кремля мы взяли штурмом захваченный литовскими националистами телецентр. При этом впервые за предыдущие десять лет погиб наш боевой товарищ Виктор Шацких. Можно представить состояние ребят. Но мало того, что по возвращении в Москву нас никто не встретил, так Горбачев тогда на весь мир заявил, что не посылал «Альфу» в Вильнюс. Мы восприняли это как предательство.

Михаил Горбачев заявил, что ничего не знал о событиях и спал. Литва потребовала выдачи виновных. Их юридическое преследование идет до сих пор. Бывший командир вильнюсского гарнизона генерал Владимир Усхопчик, ныне живущий в Белоруссии, заявил журналистам:

— Как могли погибнуть люди, если я даже не давал команды, чтобы личный состав получал боеприпасы? И второе, это больше политические события. Виновников надо искать не в Минске, а в другом месте.

Вильнюс безуспешно требует у Белоруссии его выдачи. Лидеры компартии Литвы Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс, которых Кремль использовал в своей интриге, уехали после провала ГКЧП в Минск, но в период, когда республикой руководил Станислав Шушкевич, их арестовали литовские спецслужбы и доставили в Вильнюс. Ветераны-коммунисты получили по 12 и 8 лет соответственно, отсидели свои сроки.

Усхопчик заявил, что те трагические события могли быть «провокацией», а «трупы к телебашне свозились со всей Литвы». И вот на днях, непосредственно перед трагической датой (в республике проходят траурные мероприятия), в Вильнюсе разразился скандал. Лидер Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис во время дискуссии о тех событиях заявил: «А что было 13 января у башни? Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих». Вильнюсская прокуратура начала расследование в отношении Палецкиса по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность «за публичное одобрение международных преступлений, преступлений СССР или нацистской Германии против Литовской Республики или ее жителей, их отрицание или грубое принижение». С Палецкиса взяли подписку о невыезде.

Теоретически его могут посадить на два года. Но политик не признает вину. «Ведь я не из воздуха это взял, а опираюсь на показания свидетелей событий 13 января у башни, которые видели, что стреляли и сверху, с крыш», — сказал он. Палецкис сообщил, что принес «несколько книг, судебных решений 1999 г. по делу о 13 января, о ранах, полученных от прошедших сверху вниз пуль, о том, что были люди, которые, по показаниям свидетелей, находились на крышах и стреляли вниз». По словам политика, запрет выражать свое мнение является нарушением одного из основополагающих прав человека — свободы слова и мысли.

Президиум Международного Правозащитного Движения «Мир без нацизма» выступил в защиту Палецкиса. Он призвал отменить меру пресечения, выразил надежду на «объективное, не политизированное расследование», предложил подключить к нему «наши юридические службы и защищать своего коллегу на всех уровнях, как национальных, так и в международных судебных инстанциях».

20-летие трагических событий января 1991 года всколыхнуло и память о тайнах распада СССР. Не столь резонансными, но тоже трагическим событием, предваряющими ГКЧП, была стрельба 20 января в Риге.

— Около 9 часов вечера колонна автомобилей, направлявшаяся с базы ОМОНа, появилась в центре, — напомнил корреспонденту «Свободной прессы» директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, кандидат исторических наук Виктор Гущин. — Когда она поравнялась с МВД, началась стрельба. Омоновцы бросились к зданию, ворвались в него с двух сторон. Трагические итоги вечера: 8 человек было ранено, 5 — убито. В январе 1991 года и в Вильнюсе, и в Риге пролилась кровь. Кто в этом виноват?