Доклад ИНСОР. Россия XXI века: образ желаемого завтра

1. (с) Аннотация. «Манифест XXI века» Игоря Юргенса и Евгения Гонтмахера вызвал новый всплеск дебатов среди элиты общества относительно экономических целей модернизации и политических реформ президента Медведева. Юргенс и Гонтмахер поддерживают большую часть программы модернизации Медведева и выказывают оптимизм, что президент применит их рекомендации. Многие либералы и некоторые консерваторы характеризуют данную политику как попытку части бизнес-элиты сохранить свое богатство и влияние, несмотря на широкое социальное вовлечение (нестабильное) в саму реализацию. Главный вывод авторов состоит в опровержении тезиса, согласно которому большее количество демократических свобод приведут к политической нестабильности и новому, подобному 1990 году, спаду экономической активности. Конец аннотации.

2. (с) Во время пресс-конференции 3 февраля председатель Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс и известный исследователь Евгений Гонтмахер представили 68-страничный манифест, озаглавленный «Россия XXI века: образ желаемого завтра». В нем Юргенс и Гонтмахер призывают к глобальным политическим изменениям и в общих чертах обрисовывают честолюбивую программу, включающую сокращение президентского срока с шести до пяти лет, восстановление прямых губернаторских выборов, прекращение плотного контроля над СМИ и снижение внутреннего надзора со стороны ФСБ. В их докладе собраны предложения ученых и аналитиков, которые полагают, что Россия столкнулась с жестким выбором: либо провести политические и экономические реформы сейчас, либо столкнуться с дальнейшим оттоком молодых специалистов за рубеж и углублением социального неравенства.

3. (с) Юргенс и Гонтмахер провели 10 февраля другой брифинг для дипломатов, журналистов, политиков, экономистов и чиновников. Гонтмахер отметил, что Россию можно модернизировать политически и экономически, но этот процесс займет не менее десяти лет. Он добавил, что при существующих условиях экономическая реформа невозможна, поскольку экономика «задушена бюрократией» и имущественными выгодами. Политическая реформа, на его взгляд, должна стать предпосылкой для экономического преобразования.

4. (с) Бывший министр финансов Евгений Ясин, Александр Дынкин и Дмитрий Орешкин выразили поддержку выводов манифеста. По их словам, Россия десятилетиями отставала от других развитых стран по ВВП и продолжительности жизни. Авторы заявили, что президент Медведев и премьер-министр Путин вместе в состоянии медленно осуществлять реформы. Ни Юргенс, который остался только для вступительных замечаний, ни Гонтмахер не обрисовали графика того, как должны претворяться их спорные изменения и кто в правительстве готов поддержать их.

5. (с) Либеральные комментаторы в общем похвалили отчет Юргенса-Гонтмахера за то, что он воскресил дебаты о политической реформе. Некоторые обозреватели сосредоточились на связях Юргенса с Медведевым (Примечание: Медведев – председатель совета попечителей ИНСОР. Конец примечания). Они представляют выпуск отчета как попытку сторонников Медведева поощрить его дальнейшие политические реформы. Дмитрий Орешкин сказал нам конфиденциально, что был вдохновлен отчетом от ИНСОР. Орешкин, член Совета по содействию развития институтов гражданского общества президента Медведева, жаловался, что руководитель администрации президента Владислав Сурков не передал Медведеву отчет Орешкина об улучшении избирательного процесса. Орешкин отметил, что Юргенс также предложил реформы выборов в своем отчете и надеется, что Медведев рассмотрит их.

6. (с) Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский не ожидает, что этот отчет создаст серьезные разногласия между лагерями сторонников Путина и Медведева. Он считает, что изменения, которые предлагают авторы, настолько радикальны, что есть очень мало шансов, что Медведев или Путин будут их осуществлять перед президентскими выборами 2012 года. Лидер оппозиции Борис Немцов утверждал, что хоть идеи в отчете и достойные, «существующие лидеры России интересуются только сохранением собственной власти и влияния с поддержанием вечного «статус-кво», а не созданием новой политической структуры».

7. (с) Многие из лидеров «Единой России» негативно отреагировали на идеи отчета. Депутат Государственной Думы Владимир Плигин прокомментировал, что слишком рано вносить поправки в конституцию (которые вступили в силу в MOSCOW 00000318 002 OF 002 2009), расширяющие президентский срок до шести лет. Валерий Фадеев, председатель клуба «4 ноября» партии «Единая Россия», заявил, что выполнение рекомендаций Юргенса-Гонтмахера приведет к «украинизации» российской политики. Комментарии Фадеева могут отражать его желание поддержать программу экономических изменений Медведева, одновременно защищая себя от лоялистов Путина, которые с недоверием относятся к президентской программе. Другие критики ссылаются на видение в отчете России как члена блока НАТО в 20-30-х годах, что является демонстрацией неспособности авторов понимать российскую политическую реальность и ее долговременные интересы.

Комментарии.

8. (с) Юргенс и Гонтмахер заслуживают доверия за свои храбрые, далеко идущие предложения и прямолинейную оценку текущей дисфункции политической системы. Их реформы обращаются к политическому здравому смыслу бизнес-элиты с косвенным сообщением, что «Единая Россия» – просто политическая машина, работающая только на своего лидера, Владимира Путина. Юргенс и Гонтмахер утверждают, что политические изменения необходимы для развития существующего среднего класса, модернизации экономики и, в конечном итоге, лучшего будущего России. Они списывают со счетов тех, кто уже оставил надежду, и вместо этого сосредотачиваются на тех, кто, как Орешкин, все еще полагает, что Россия может изменить курс. Они знают, что политические изменения и экономическое развитие не являются взаимоисключающими процессами, а скорее дополняющими и должными происходить совместно. По крайней мере, отчет расширяет пределы того, что может быть обсуждено всерьез и публично.