У Москвы у самой нет ясности в отношении Киргизии

Президент Киргизии Роза Отунбаева объявила на брифинге во вторник, что в дополнение к существующим в республике двум военным базам (американской в столичном аэропорту «Манас» и российской в городе Канте) она хотела бы открыть и еще два тренировочных центра. Тоже, соответственно, российский и американский.

«Американский центр может появиться в Кызыл-Кие или Баткене, российская – пока вопрос решается», – пояснила Отунбаева. Собственно, по обеим этим центрам вопрос решается еще с лета 2009 года, еще со времен президентства Курманбека Бакиева. Уже тогда в ходе неформальной встречи в Чолпон-Ате между Бакиевым и президентом РФ Дмитрием Медведевым было достигнуто соглашение о создании антитеррористического тренировочного центра на юге Киргизии.

Потом, правда, вопрос стал затягиваться — российская сторона хотела разместить центр в районе Оша — относительно крупного (по среднеазиатским понятиям) города, где сохранилась кое-какая инфраструктура еще с советских времен. Киргизские же товарищи упорно хотели размещения центра (а также обустройства окрестных районов за счет российского бюджета) в районе Баткена, центра одной из самых окраинных и запущенных киргизских областей. Зато находящейся как раз на стыке границ с Таджикистаном и Узбекистаном. Ранее, как раз через Баткенский коридор, ваххабиты из Исламского движения Узбекистана , базирующиеся в Таджикистане и Афганистане, регулярно устраивали рейды на узбекскую территорию. Российское руководство, по понятным причинам, такой вариант не вдохновлял. К тому же шумный протест выразил против возможного российского военного присутствия рядом с его границами президент Узбекистана Ислам Каримов, пригрозивший даже выходом из ЕврАзЕС и ОДКБ.

Пока российская сторона торговалась с киргизскими коллегами и успокаивала узбекских, свою активность проявили американцы. Как сообщалось в марте 2010 года, они подняли перед правительством Бакиева вопрос о строительстве на юге Киргизии тренировочного центра стоимостью $5,5 млн, в котором предполагалось осуществлять подготовку киргизского спецназа. А по некоторым данным, антитеррористический центр в Баткене призван защитить Киргизию от возможной агрессии из Узбекистана.

Официально Бишкек это опровергает. Ппредставитель пресс-службы посольства США в Бишкеке тогда тоже заявил, что США не стремятся к строительству военной базы на юге Киргизии.

Насколько были искренни вышеупомянутые официальные лица — сегодня уже не так уж и важно. К тому же последовавшая «антибакиевская революция», затем несколько «пробакиевских» мятежей , и массовые межэтнические столкновения киргизов и узбеков на Юге республики, казалось, совсем отбили у американцев желание создавать там какие-то военные объекты.

Российскую же сторону представители киргизского Временного правительства чуть ли упрашивали несколько месяцев подряд создать свою базу на юге Киргизии. Из Москвы следовали одно за другим противоречивые заявления. И только в сентябре прошлого года было объявлено, что «Москва и Бишкек договорились о размещении в Киргизии объединенной российской военной базы».

Впрочем, речь шла об объединении в единую структуру уже существовавших четырех объектах ВС РФ, расположенных на территории Киргизии: авиабазы «Кант», узла связи ВМФ в окрестностях села Чалдовар, торпедно-испытательного полигона в городе Караколе и сейсмологической станции в районе города Майлуу-Суу. Тогда же было подтверждено, что переговоры о второй российской базе по-прежнему ведутся. Но ни киргизская, ни, что еще важнее, российская сторона еще не определились: что же за объект должен быть создан? Одни должностные лица говорили про тренировочный центр для подготовки бойцов спецназа, другие — о центре по борьбе с наркотрафиком. Третьи говорили об учебном центре, который будет готовить младших специалистов – связистов, водителей БМП, механиков и т. д.

Пока эти переговоры с Россией продолжаются в вялотекущем режиме, президент Киргизии Отунбаева решила активизировать усилия на другом направлении. Вернувшись из заокеанского турне, она и объявила в минувший вторник, что считает необходимым усилить сотрудничество с НАТО – «во имя повышения потенциала республики мы должны действовать и делать это всеми доступными для нас путями». Основной целью расширения сотрудничества Отунбаева называет стремление обезопасить страну от вторжений извне. «Мы сильно отстаем от других стран СНГ в сотрудничестве с НАТО, нам надо шевелиться», — подчеркивала Роза Исаковна.

Еще одним важным аргументом в пользу всестороннего «базового» сотрудничества, конечно, являются финансовые соображения киргизского руководства (хотя в слух об этом говорить стесняются). Аренда американцами военной базы (она же «Транзитный центр») приносит правительству Киргизии немалый по местным меркам доход, тренировочные центры также можно разместить на платной основе, требуя за их пребывание или деньги, или, на худой конец, вооружение и обучение офицеров за рубежом (как это уже делается в отношениях с Россией).

Весьма показательно, что в свой последний заокеанский визит Отунбаева совершила не только для того, чтобы получить от Хиллири Клинтон почетную премию Госдепартамента США «За женское мужество». Хотя тоже символично — аккурат 8 марта в Международный женский день одна из главных леди «Страны Свободы» вручает награду первому президенту-женщине на просторах Центральной Азии.

И эта «освобожденная женщина Востока», очевидно, в благодарность за дарованную награду, тут же обратилась к руководству США с просьбой создать антитеррористический центр в Баткенской области. Как сообщала британская The Telegraph, «президент Киргизии предложила Штатам оказать помощь в обустройстве границы с тем, чтобы предотвращать вторжение террористов извне». «Пограничные войска нуждаются в большой финансовой поддержке», – цитирует издание выступление Розы Отунбаевой в Карнеги-холле в Вашингтоне, где принимали ее, как свою.
А спецпомощник президента США Майкл Макфолл во время встречи с Розой Отунбаевой объявил о намерении Госдепа уже в ближайшее время предоставить киргизской стороне ряд проектов в сфере обеспечения безопасности. Вполне возможно, что открытие антитеррористического центра будет одним из них.

И кстати, всплыла та же цифра в пять с половиной миллионов долларов, о которых за создание этого центра в Баткене американцы говорили еще с Бакиевым.

Впрочем, Роза Исаковна не против, чтобы и российские базы и центры находились в Киргизии, если на этом можно заработать. «На нашей территории постоянно пытаются противопоставить эти страны друг другу, – жаловалась Отунбаева, говоря о взаимоотношениях США и России в регионе. – Хорошо, что Китай еще не вмешивается <…> Мы занимаем стратегически важное место в Азии, и интересы России, Китая и США сомкнулись на нашей территории. Мы постараемся извлечь для себя из этого максимальную выгоду», – откровенно, наконец, сказала она.

Ситуацию комментирует гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

— Конечно, Роза Отунбаева имеет вполне четкую проамериканскую ориентацию, и это давно не является секретом. Можно полагать, что ее проамериканские настроения восходят еще к работе в МИД СССР под началом Шеварднадзе, когда она представляла советский Союз в ЮНЕСКО. Потом она была послом в США уже от независимой Киргизии, и позже, когда она была на дипломатической работе и при Акаеве, и при Бакиеве, и когда была в оппозиции им обоим, она всегда находилась с американцами, что говорится, «на коротком проводе». Собственно, и ее назначение президентом также пролоббировали американцы.

Так что и ее нынешняя политика вполне закономерно — тянуть из России всевозможную материальную помощь, периодически напоминая об общих корнях, — и советских, и досоветских. И в то же время помогать американцам реализовывать их интересы. Особенно в связи с их афганским проектом.

Ситуация, тем не менее, складывается отчасти парадоксальная — в Киргизии, собственно, нет откровенно антироссийских сил. Само население в целом настроено пророссийски, все политические партии — как правительственной коалиции, так и оппозиционные тже постоянно заявляют о приверженности пророссийской линии.

Другое дело, что киргизская правящая элита уже настолько деградировала, что большинству этих заявлений просто невозможно доверять. Люди, возглавляющие те или иные партии и движения, в подавляющем большинстве вообще потеряли всякие ориентиры — они стали просто бизнесменами от политики. Их главное стремление — пробиться хоть к каким-то властным рычагам, где можно участвовать в «распиле» поступающих в виде помощи ресурсов (местные ресурсы в целом, уже разворованы). Причем независимо от источника их происхождения — от России ли, США, Китая или Турции…

Отунбаева хотя бы имеет хоть собственную систему взглядов — правда, нас далеко не устраивающую. Впрочем, чего нам предъявлять кому-то там претензии в Киргизии, когда наши государственные мужи сами не могут определиться, чего мы должны добиваться в своей внешней политике. То ли мы стремимся к интеграции вокруг России бывших союзных республик — тогда политика должна быть одна. То ли мы, раз уж признали их независимыми, и вообще ими интересоваться не должны — пусть выживает, кто как сможет, на кого хочет, пускай и ориентируется. А у нас не могут определиться ни с тем, ни с другим.

Вот, кстати, отсюда и вопрос о второй базе. Та же Отунбаева особенно против нее выступать не будет. Но спрашивается — что с этой базой дальше делать? Для демонстрации флага и некоторой силы в регионе — для этого хватает существующей «объединенной базы». Если мы всерьез собираемся заниматься улаживанием отношений на этом проблемном участке границ Узбекистана, Киргизии и Таджикистана — то встает вопрос о наших полномочиях. Об объемах необходимых сил. О возможных выделяемых для этого ресурсах. О том, насколько нам это надо, наконец? А тут ясности нет в самой Москве. И пока ее не будет, все так и будет продолжаться, как шло до сих пор.