Легионеров на марше в Риге грозятся взорвать

О существовании это загадочной подпольной организации пишут уже лет десять. Но спецслужбам до сих пор не удалось не то, что кого-то задержать, даже установить, хотя и не такие они безобидные.

Алексей Стефанов, «Вести сегодня»

О себе молодые коммунисты напоминают именно после терактов: то рельсы взорвут, то у районного Управления по делам гражданства и миграции нашумят, то к олимпийскому центру бомбу подкинут. И всякий раз берут ответственность на себя уже по факту случившегося, а тут почему-то поступились принципами.

Письмо с приветом

На этот раз письмо от организации содержало предупреждение.

Конверт, в котором оно было прислано, не имел обратного адреса, а адрес получателя был как-то неряшливо вырезан из газеты и так же неаккуратно наклеен. Само послание уместилось на небольшом листочке белой бумаги. Но опять же — человек, который его подготавливал, то ли спешил, то ли не научился пользоваться ножницами — края листа были едва ли не оборваны. Да и само послание смотрелось странно. Оно было набрано на компьютере, на русском, позже все слова вырезали и так же неряшливо приклеили к этому листику.

Что стоит отметить — несмотря на отсутствие знаков препинания, грамматических ошибок в словах не было. Разве что число 16 слилось с месяцем. Возможно, человек хотел поставить точку, как это принято в грамматике латышского языка, но засомневался — ставится ли точка после даты в русском. И потом набрал «16марта» слитно. А может, как раз хотел, чтобы мы обратили на это внимание и решили, что текст готовил латыш. Впрочем, разбираться в этом будут сотрудники Полиции безопасности. Это уже не входит в нашу компетенцию. Как только письмо было открыто, мы связались с ПБ и передали письмо туда. По всей видимости, именно этого и добивался автор письма. Но вот реальная это угроза или блеф?

Взрыв у станции Мангали

Помимо того, что свои письма «молодые коммунисты» обычно писали уже по факту совершенных терактов, они в первую очередь присылали их латышским коллегам — в газету Diena. Это даже стало традицией.

Первое письмо от подпольщиков пришло во второй половине ноября 2000 года. 14 ноября того года были взорваны подъездные пути к нефтетерминалу Man-Tess. Теракт не был большим, но мог причинить серьезный вред. Однако повреждение быстро обнаружили и устранили. Ответить на вопрос: «Кто это сделал?» — полиция затруднялась. Тем более что в июне того же года рельсы уже взрывали — в тот раз были повреждены пути между станциями Браса и Земитаны. И даже нашлись те, кто взял на себя ответственность за тот теракт, — «борцы за демократическую Латвию». Вначале была версия, что это действовала та же экстремистская группа. И тут обнаружились новые борцы — в редакцию газеты Diena пришло письмо от «молодых коммунистов». Отметим, на русском языке.

Они брали на себя ответственность за теракт у Мангали и обещали про- должить серию взрывов, если их требования не будут выполнены. Список был немаленьким: освободить арестованного тогда экс-чекиста и пенсионера Михаила Фарбтуха, прекратить преследование всех бывших антифашистов, в том числе красного партизана Василия Кононова, придать русскому языку статус государственного и разрешить деятельность
компартии.

Впрочем, в существование «молодых коммунистов» Полиция безопасности тогда не поверила. Начальник ПБ Янис Рейникс предположил, что за этой подписью скрываются незарегистрированные в Латвии экстремистские организации. И теракт они не совершали. Узнали о ЧП и приписали заслуги себе.

За гражданство и миграцию

Следующим терактом стал подрыв отделения Управления по делам гражданства и миграции Видземского предместья столицы от 19 февраля 2002 года. Взрыв был небольшим, но зато о нем громко заговорили после того, как газета Diena вновь получила послание от «молодых коммунистов». Похожий конверт получило и издание «Вести Сегодня», но только на следующий день после латышских коллег. Тогда на адрес «Вести Сегодня» тоже был наклеен на конверт, только его вырезали из компьютерной распечатки. Обратного адреса также не имелось. А внутри был вложен опять же неровный клочок бумаги с аппликацией из слов, вырезанных из самой газеты.

Помимо того, что «молодые коммунисты» брали на себя ответственность уже за второй теракт, они подготовили целое «Обращение». Так его и назвали. В нем с жуткими пунктуационными и грамматическими ошибками неизвестные требовали прекратить преследования ветеранов-антифашистов, ввести второй государственный язык (в этот раз без уточнения, какой именно), обеспечить бесплатное образование на родном языке, минимальные пенсии, зарплаты и стипендии сделать не менее 100 латов и легализовать коммунистическую партию. И тут же обещали в случае невыполнения этих требований начать «отстрел чиновников, виноватых в геноциде народа», «политиков, которые тянут Латвию в НАТО», а также работников посольств стран, входящих в НАТО.

Полиция безопасности продолжила активно работать по вновь открывшимся обстоятельствам, оперативных данных было хоть отбавляй, но официально и этот взрыв остался нераскрытым, а молодые коммунисты или те, кто так себя называл, снова ушли от наказания.

Взрыв у «Сконто»

В конце апреля 2003 года о молодых коммунистах заговорили вновь. 29 марта у олимпийского зала «Сконто» сработало взрывное устройство. Три недели была тишина — и вдруг газета Diena вновь получила письмо от старых знакомых. «Молодые коммунисты» вновь брали ответственность за этот взрыв на себя. Требования были схожими: прекратить гонения на ветеранов-чекистов, придать русскому языку статус официального, легализовать компартию.

Казалось бы — за три года следствие должно было установить хотя бы автора этих писем, но увы. В Полиции безопасности по-прежнему не верили в существование неких «красных бригад». А склонялись к версии, что все это творит одиночка, который, может, и не устраивает никакие теракты, а только ждет чью-нибудь преступную выходку и приписывает лавры себе.

Далее везде

Ровно через год, в конце апреля 2004 года, снова рвануло на рельсах — взрыв прогремел на подъездных путях к станции Земитаны. И хотя пассажирские составы там не ходят, а товарные значительно снижают скорость, все-таки это могло закончиться весьма печально. Этот теракт тоже списали на молодых коммунистов, но с тех пор они как будто и пропали. Латвия вступила в ЕС и НАТО. Спецслужбы довольно сильно прижали радикалов с обеих сторон. Кто-то оставил свою деятельность, кто-то поехал по другим странам — участвовать в беспорядках там, а кто-то официально ударился в политику и сделал карьеру, даже поступившись некоторыми принципами.

Однако теперь, накануне очередной годовщины латышского легиона СС, молодые коммунисты вновь напомнили о себе. Только на этот раз почему-то не выдвинули никаких требований и о теракте заговорили заранее, а не по факту случившегося. В Полиции безопасности не захотели комментировать это новое письмо, сославшись на начатую проверку и тайну следствия. В свою очередь, опрошенные нами эксперты предположили, что это дело рук неизвестного одиночки, который таким образом просто хочет помешать всем тем мероприятиям, которые планируются 16 марта у памятника Свободы. Может, оно и к лучшему. В любом случае, сигнал спецслужбы получили и, надеемся, сотрудники Полиции безопасности в любом случае сработают на опережение.

Мнение

Евгений Осипов, глава Партии Осипова:
«Молодые коммунисты — это выдумка Полиции безопасности. Это отработанная схема провокаций. По всему миру службы внутренней безопасности действуют такими методами. Я абсолютно уверен, что никаких молодых коммунистов не существует».

Напомним, Рижская дума получила шесть заявок на мероприятия в день памяти легионеров 16 марта, которые она рассмотрит до вторника, 15 марта. Во время шествия организации «Daugavas Vanagi Latvijā» планируется собрание Латвийского антифашистского комитета.