Противники Каддафи опять рапортуют о «победах»

Тем не менее лидер Джамахирии по-прежнему неуловим и выступает с новыми обращениями.

Прошло уже полтора месяца, как разномастные ливийские «революционеры» при поддержке ВВС стран НАТО и (по сообщениям западных же СМИ) английских и французских спецназовцев взяли столицу страны Триполи. Тогда же на весь мир было объявлено о низвержении режима полковника Муаммара Каддафи, и большинство стран признали легитимным ливийским правительством Переходный Национальный Совет (ПНС) повстанцев.

Казалось бы, гражданская война в Ливии окончена, и дело за малым – поймать и предать суду полковника Каддафи с сыновьями и приближенными и начать восстановление страны на основе норм демократии и свободы, в местном, естественно, их понимании.

Правда, неугомонный полковник заявил, что продолжит борьбу с «крысами» и «микробами» (как он обычно величает повстанцев), и его при этом поддержали и ряд оставшихся воинских частей, и население части городов – Бени-Валида, Сабхи, и конечно, его родины, Сирта.

«Революционеры» из ПНС, вдохновленные взятием Триполи, еще в конце августа пообещали покончить с этими центрами сопротивления в считанные дни, и даже выдвинули защитникам верных Каддафи городов соответствующие ультиматумы. Но прошло уже полтора месяца, а сторонники Каддафи продолжают выдерживать осады своих городов, несмотря на не прекращающиеся атаки сторонников ПНС и натовские бомбардировки.

Правда, как вполне резонно утверждают многие СМИ, стойкость защитников этих городов объясняется не столько преданностью Муаммару Каддафи и его семье, сколько страхом расправы со стороны победителей – что было бы вполне в традиции общества, состоящего из многих, зачастую враждебных племен, к тому же, в течение десятилетий правления Каддафи, находящихся в разной степени привилегированности.

Правда, как рассказывал уже КМ.RU, лидеры ПНС неоднократно пытались развеять подобные опасения осажденных, называя их «братьями». Глава ПНС Мустафа Абдул Джалиль, объявлял, что его войска будут осуществлять самую мягкую тактику боевых действий. «Мы пытаемся идти с распростертыми объятиями, чтобы показать мирные намерения своим братьям, находящимся там, чтобы те пустили наши войска в свои города мирно и не сражаясь», – заявил он.

Впрочем, эта мягкость, вероятно, объясняется именно сомнительными боевыми качествами революционных войск. Хотя авиация НАТО и продолжает их поддерживать, но, похоже, части британской САС («Специальная авиационная служба», британский спецназ) и французского Иностранного легиона, сыгравшие, по признанию западных СМИ, решающую роль во взятии Триполи, в последних боях уже не участвуют, чем и объясняется скромность военных успехов революционеров.

Однако даже миролюбивые заявления Абдул Джалиля вызывают возмущение у революционеров-«фронтовиков». The Washington Post отмечает, что в стане ливийской оппозиции наметился раскол из-за тактики ведения боевых действий. Как пишет издание со ссылкой на свои источники в ПНС, «бойцы повстанческих войск и их командиры испытывают растущее недовольство тем, что новые гражданские власти Ливии дают последним бастионам Каддафи слишком много времени для капитуляции, пока бывшие высшие чиновники со своими семьями продолжают покидать страну».

Впрочем, кто «покидает родину», а кто и продолжает ожесточенное сопротивление. Последние сводки, несмотря на попытки ПВС придать им вид победных реляций, на самом деле свидетельствуют об яростном сопротивлении казалось бы, давно разгромленных каддафистов. Как сообщает спутниковый телеканал «Аль-Джазира», силы ПНС взяли в минувшее воскресенье под контроль часть аэропорта в крупном населенном пункте Бени-Валид. В данный момент оппозиционные силы контролируют южный вход в воздушную гавань, утверждает телеканал.

В другом ливийском городе Сирт силы ПНС удерживают контроль над комплексом зданий конференц-центра «Уагадугу», являющимся штабом правительственных сил. Кроме того, ливийским повстанцам удалось захватить еще один район Ас-Сабамия и один из университетов в Сирте, несмотря на активное сопротивление со стороны войск Муамара Каддафи, поддерживаемых снайперами, передает ИТАР-ТАСС. Однако представители ПНС вынуждены были признать, что в центре города по-прежнему идут бои повстанцев с отрядами сторонников Каддафи. Поэтому свои проблемы с продвижением в штурмуемых городах представители ПНС пытаются объяснить сугубо «гуманитарными» причинами – мол, они боятся излишних потерь среди мирного населения городов. Хотя вся практика гражданской войны в Ливии демонстрирует, что обычно такие «мелочи» обычно не смущали «революционеров» и их натовских покровителей – впрочем, как и их оппонентов из лагеря Каддафи.

Между тем сам неугомонный полковник недавно самолично напомнил о себе, распространив свое аудиообращение, которое передал сирийский телеканал Arrai TV. Мировые СМИ отмечают плохое качество записи, которую удалось разобрать с трудом.

«Я призываю ливийский народ, мужчин и женщин, миллионами выходить на улицы и площади во всех городах страны для выражения протеста», — заявил Каддафи. «Я говорю — не бойтесь никого, вы — это народ, вы принадлежите этой земле, сделайте так, чтобы ваш голос услышали приспешники НАТО», — заявил Каддафи. «Некоторые говорят о Национальном переходном совете, как о законной власти ливийского народа, но откуда исходит эта легитимность, из выбора и интересов ливийского народа?», — задал также риторический вопрос Муаммар Каддафи. (цитата по «Интерфакс»).

Явно разозлившиеся лидеры ПНС уже на другой день, 7 октября, поспешили отреагировать на заявление своего врага. Они заявили, что знают его примерное местонахождение, а «в течение ближайших двух дней» установят и точное место, где прячется экс-диктатор, передала радиостанция Europe1. «Я надеюсь, что в течение ближайших двух дней мы точно установим его местонахождение», — пообещал один из лидеров ПНС Ливии Махмуд Джабриль. Кстати, сделал он это заявление в Багдаде, куда как сообщило «РБК», он прибыл для обсуждения двусторонних дипломатических отношений с аналогичным режимом, установленным американской коалицией в Ираке. А также, «чтобы попросить руководство этой страны принять участие в развитии ливийского нефтяного сектора» – на основе уже наработанного под американским протекторатом опыта, очевидно.

Между тем западные покровители ливийских революционеров находят все новые поводы для беспокойства. Об этом газете «Коммерсант» сообщил вице-президент «Международной кризисной группы» Ален Делетроз. Он, впрочем, также считает, что «Каддафи войну проиграл. Его силы еще могут кое-где добиться локальных успехов, продлить свою агонию, но исход противостояния предрешен». Но, как прогнозирует Делетроз, при этом Муаммар Каддафи может взабалмутить едва ли не половину Африканского континента: «Пока в пустыне действуют отряды каддафистов — прекрасно вооруженные, обеспеченные деньгами и современными средствами связи, не будет покоя ни в Ливии, ни в соседних странах. Каддафи способен дестабилизировать обстановку во всем регионе Сахель».

Возможный алгоритм действий Каддафи Делетроз описывает так: «Среди его сторонников — туареги, воинственные кочевники, не признающие границ. Во многих странах региона у туарегов конфликты с правительствами. А с помощью денег Каддафи дело вообще может дойти до гражданской войны. По нашим оценкам, угроза дестабилизации нависла сегодня над десятью государствами региона: помимо самой Ливии это Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо, Алжир, Мавритания, Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго и Судан. Особенно Судан. Каддафи финансировал одну из антиправительственных группировок, действующих в Дарфуре — «Движение за справедливость и равенство». В ходе ливийской гражданской войны они сражались за Каддафи. А сейчас, по нашим данным, вернулись в Дарфур — с деньгами, оружием, новейшими компьютерами. И с далеко идущими планами».

Другие СМИ также указывают, что «Судан не единственная страна, куда выплеснулось оружие из Ливии. Досталось многим – вот и ХАМАС в Газе, к беспокойству израильтян и египтян, обзавелся новым источником оружия и новым маршрутом его получения. Если раньше основные поставки шли из Ирана, то сейчас в Газу хлынула волна ливийского оружия через тоннели из Египта. Не исключено, правда, что за ливийское добро ХАМАСу придется конкурировать с новой группировкой, окопавшейся как раз на «оружейном маршруте» через Синай: там завелась «Синайская Аль-Каэда», которая активно налаживает связи с бедуинскими племенами».

О растащенных на все стороны света арсеналах бывшей армии ливийской Джамахирии, как о потенциально дестабилизирующем факторе упомянул и Делетроз. Но некоторые конкретные цифры обнародовал директор департамента экстренных ситуаций правозащитной организации Human Rights Watch Петер Бокхарт. Оказывается, по рукам разошлось свыше 20 000 переносных ЗРК типов «Стрела» и «Игла», как старого советского, так и более современного российского (ими Каддафи затарился семь лет назад) производства. Любопытно, кстати, что почтенного правозащитника до недавнего времени не очень волновали проблемы мирного ливийского населения, подвергавшегося натовским бомбардировкам. Но побывав недавно в «революционном» Триполи, и обнаружив пустые арсеналы, он поспешил ударить в тревожный набат. И даже обвинил президента США Барака Обаму в том, что он не послал американские войска оккупировать Ливию (странное, казалось бы, обвинение, из уст правозащитника), что бы не дать «революционному ливийскому народу» растащить всевозможные вооружения. Свои тревоги «правозащитник» объяснил предельно откровенно: «если это оружие попадет не в те руки, то все авиасообщение в регионе будет под угрозой». По словам экспертов, если старыми «Стрелами» можно сбивать коммерческие авиалайнеры, то «Иглы» представляют угрозу и для современных боевых самолетов.

Впрочем, нет худа без добра. Таким образом, ливийцы, как «революционные», так и «контрреволюционные», да и просто бандитствующие, смогут наконец реализовать ту приснопамятную резолюцию СБ ООН № 1973 о «закрытом воздушном пространстве» над Ливией. Правда, вероятно не так, как хотели инициаторы этой резолюции – но это все-таки уже детали. Особенно если подобный почин будет подхвачен и в других странах региона, как прогнозирует вице-президент «Международной кризисной группы».